Спектакль


16+

Пьер де Бомарше

Безумный день, или Женитьба Фигаро

Режиссёр: Константин Богомолов

Постановка: Московский театр Олега Табакова

В ролях: Олег Табаков, Марина Зудина, Сергей Безруков, Ирина Пегова, Ольга Барнет, Павел Ильин, Сергей Стёпин, Анна Чиповская, Наталья Костенёва, Борис Плотников, Виталий Егоров, Иван Шибанов, Вячеслав Чепурченко.

2 часа 50 минут c антрактом

Спектакль снят с репертуара.

Спустя пять лет после шумного успеха «Севильского цирюльника», истории о молодом, находчивом и плутоватом слуге по имени Фигаро, Бомарше представил публике продолжение — «Безумный день». Король Франции Людовик XVI, слушавший авторское чтение в Версале, пьесой остался крайне недоволен, в связи с чем ее репетиции пришлось приостановить. Однако молва о творении господина де Бомарше быстро разнеслась по парижским салонам: здесь зачитывались и заучивались наизусть отрывки из нового сочинения драматурга.

Российская императрица Екатерина II, крайне заинтересовавшаяся пьесой, предлагала Бомарше предоставить ее текст для постановки на петербургской сцене, но автор отклонил предложение, предпочтя дождаться цензурного разрешения на родине.27 апреля 1784 года «Безумный день» был сыгран в «Комеди Франсез». День премьеры омрачился трагедией: трое зрителей погибли в давке, возникшей у дверей. Но успех пьесы был поистине неслыханным. А.С. Пушкин спустя несколько десятилетий писал: «Бомарше влечет на сцену, раздевает донага и терзает все, что еще почитается неприкосновенным… Старая монархия хохочет и рукоплещет. Общество созрело для великого разрушения».

Коллизия пьесы проста. Граф Альмавива, великий коррехидор Андалусии, чьи чувства к собственной супруге давно охладели, воспылал страстью к невесте своего камердинера Фигаро. Единственный путь для удовлетворения своей страсти видится ему в возможности воспользоваться правом первой ночи (Ius primae nocti). Это средневековое право сеньора, позволявшее ему провести с невестой своего крестьянина первую брачную ночь и лишить ее девственности, во времена Бомарше и Людовика XVI казалось чем-то из ряда вон выходящим, что придает основному конфликту еще большую остроту. Фигаро и его невеста Сюзанна, прознав про намерения графа, решают помешать патрону воплотить их в жизнь, а заодно и проучить его.

Основной идеей постановки хорошо знакомой публике пьесы была, по словам режиссера спектакля К. Богомолова, попытка сместить некоторые акценты, избавиться от налипших штампов. Важны были не те очевидные возможности для разыгрывания комедийных сцен, но драматичная, по сути, история Фигаро — веселого авантюриста, успевшего за свою жизнь многое повидать, от многого устать, желающего обрести покой, тихую гавань, завести семью и позабыть о прежней суете. Это и история о возрожденном чувстве собственного достоинства Фигаро, не боящегося противостоять Альмавиве, человеку, который намного выше него по социальному положению.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» — яркий и красивый спектакль, комедия, не исключающая вместе с тем «серьезного разговора и своего рода эстетизации», представляющая на сцене ведущих артистов Московского театра п/р О. Табакова и МХТ им. А.П. Чехова.

Отзывы

«Безумный день, или женитьба Фигаро»: не откупорилась!

В Театре п/р О. Табакова громкая премьера – громкая по количеству затраченных средств, и по масштабности воплощения, и по именам, составившим яркий актерский ансамбль спектакля. Это Олег Табаков, Марина Зудина, Сергей Безруков, Ирина Пегова,...

отчет театральный

«Дом», Школа Современной Пьесы. Гришковец, как всегда, написал про себя: как он собрался покупать загородный дом, как обратился за деньгами к друзьям-олигархам, и как те ему отказали.Получилось печально и поучительно. Получилось про то, что...