Спектакль


16+

Бертольт Брехт

Страх и нищета в Третьей империи

Режиссёр: Александр Коручеков

Постановка: Московский театр Олега Табакова

В ролях: Евгения Борзых, Вячеслав Чепурченко, Марина Салакова, Сергей Стёпин, Антон Батырев, Игорь Петров, Луиза Хуснутдинова, Максим Сачков, Ольга Красько, Иван Мельников, Александр Семчев, Иван Шибанов, Наталия Журавлёва, Павел Шевандо.

2 часа

Спектакль снят с репертуара.

Эпический цикл Бертольта Брехта «Страх и нищета в Третьей империи» — это манифест антифашизма.

Спектакль Александра Коручекова совсем не о гитлеровской Германии, скорее – о нас с вами. Режиссер не стал осовременивать брехтовский текст и насыщать спектакль узнаваемыми реалиями. Но обнаружил в пьесе не поверхностное сходство с днем нынешним, а общность настроения и мироощущения.

Это история про людей, у которых выбили почву из-под ног, которые вынуждены жить по навязанным кем-то античеловеческим законам и постепенно терять человеческое лицо. Ведь Брехт писал про обывателей, которые хотят жить спокойной жизнью. Но липкий страх и необходимость постоянно лицемерить искорежили их души так, что в них не осталось ни порядочности, ни дружбы, ни любви – только звериный инстинкт самосохранения.

Родители видят в сыне потенциального доносчика. Девушка опасается своего жениха и после свидания просит подругу проверить, нет ли у неё на спине мелового креста – метки неблагонадёжных. Жена еврейка, решившая оставить мужа ради его же безопасности. Судья, разбирающий скользкое дело, в котором замешаны штурмовики и еврей-ювелир. Он рад вынести нужный приговор, но не понимает, откуда дует ветер. И даже священник вынужден трактовать слова Писания так, как угодно властям.

Из двадцати четырёх эпизодов пьесы режиссёр выбрал четыре самых драматургически проработанных и актуальных, а также «Нагорную проповедь» в качестве коды. Сюжетно они никак не связаны, картины наплывают друг на друга. Покосившаяся железная конструкция символизирует «поехавшую» систему координат, вынуждающую людей изменять своему естеству, принимать какие-то причудливые позы и прогибаться под это тоталитарное мироустройство.

Каждый из эпизодов решен в своем ключе: где-то гротеск, где-то плакат. Но в основном актёры играют в традиционной психологической манере, без всякого эффекта отстранения, стараясь сделать своих героев близкими и понятными зрителю. И это получается у них вполне убедительно.

Брехт сегодня актуален как никогда.

Отзывы

В Амстердам или Померанию?

Рецензия на спектакль "Страх и нищета в третьей империи" (Бертольт Брехт), Театр-студия под руководством Олега Табакова, в "Лит. России"http://litrossia.ru/2013/33-34/08248.html

Брехт. Страх и нищета в 3 империи. Т-р студия п/р О.Табакова. Реж. Коручеков.

Из пьесы взяты 4 самые крупные сцены: Меловой крест, Жена-еврейка, Правосудие, Шпион и Нагорная проповедь. Сыграно всё в "психологическом", но весьма приблизительном ключе, потому что Брехт не был реалистом и не создавал материал (текст)...

Правосудие

Наблюдая за трансляциями политических судебных процессов наших дней мне сразу приходит на ум спектакль “Страх и нищета в третьей империи” в Театре-студии п.р. О.Табакова (режиссер Александр Коручеков). Там хоть это талантливо. Одной из частей...

«Страх и нищета в Третьей Империи» Б.Брехта в Театре п/р О.Табакова, реж. Александр Коручеков

Брехтовские премьеры пошли косяками — не могу сказать, что сам факт меня радует, поскольку Брехт к числу моих любимых авторов не принадлежит точно, а если задуматься, чем обусловлен всплеск интереса к его драматургии, то...