Клубок судеб сказки жизни

«Мойры Петроградского района». Федоров Константин. Московский областной театр кукол. Реж. Ловянникова Александра. (премьера 02.02.2018). Золотая маска 2019.
Мойры Петроградского района; 8

«Золотая маска» опять заставила меня обратить внимание на московский спектакль до этого не попавший в орбиту внимания. Кукольный спектакль. И это уже второй московский кукольный театр, который я открываю для себя благодаря внимательности «Золотой маски». Живут три старые мойры, мойры Петроградского района Санкт-Петербурга. Они давно устали прясти и перерезать нити судеб жителей района. Давно хотят на пенсию в Грецию, обзавелись слабостями, держат белку, которой уже за пятьдесят лет. И допускают они разные оплошности – теряют ножницы, которыми перерезают нить жизни, забывают закрыть двери, и белка все нити жизни спутала. Люди перестают умирать, глава района выходит в управленческие лидеры из-за стремительного сокращения смертности в эту зиму, ножницы попадают в руки злого человека, а судьбы разных людей, вслед за нитями, оказываются чудным образом переплетенными. А люди разные – старый бомж, детдомовский мальчик вундеркинд, успешный молодой бизнесмен, его девушка, которая слегка «блондинка», точнее «с переизбытком вкуса», а еще дворовая собака, прохожие, детдомовские дети, а еще дома, реальные дома Петроградского района и мост на Каменный остров. Перепутанные судьбы, прихотливые линии жизни. Кто-то все-таки умрет, кто-то чудесным образом спасется в период «каникул смерти», а кто-то обнаружит новые варианты линий жизни. А Мойры отправятся все-таки на пенсию на пляжи Греции за то, что инфицировались человечностью. Сказка жизни. Волшебники придумали и показали историю, поговорив с нами об обыкновенном чуде жизни. История добрая и мудрая по интонации, изобретательная и выразительная в картинках и куклах, не имеющая возрастных ограничений. Ведь, как сказано в спектакле, возрастную маркировку придумали ограниченные люди. Нет никакого травестирования из-за того, что это кукольный спектакль, он такой же «равноправный» в художественном высказывании как «большие драматические» спектакли. Российский кукольный театр в разных городах подает все признаки того, что это не только театр для детей. В сегодняшнем разнообразии технических средств и театральных экспериментов, когда даже появляются спектакли без людей («Вещь Штифтера» Гёббельса), кукольный спектакль уже не воспринимается как что-то отличное от некукольного театра. Более того, его образность оказывается даже богаче чем у драматического театра в сочетании кукол и актерской игры. И палитра тем, серьезной драматургии или инсценировки большой прозы мало чем отличается от «взрослого» театра. В этом году, учитывая то, что я уже видел, и ожидания, конкурсная программа «Золотой маски» в номинациях «кукольный театр» очень сильная. И, кажется, впервые среди всех номинаций один и тот же режиссер и художник номинированы три раза за три разных спектакля в разных городах и театрах. Рекомендую смотреть серьезный, красивый, волшебный и философский кукольный театр.

Читать оригинальную запись