ясная паляна: «Демон. Вид сверху» в ШДИ, реж. Дмитрий Крымов

Как же круто, как же классно — и как же далеко от этого ДА ушел за последующие годы! Для своего времени «Демон» стал сенсацией, но и сейчас, когда спектаклей в формате арт-перформанса немало, они стали уже своего рода модным, популярным развлечением — ну вот только что на площадке ШДИ выпустил свою дебютную режиссерскую работу «Путешествие Пушкина в Африку» Михаил Уманец, в «Демоне» с некоторых пор участвующий как актер — зрелище столь насыщенное архетипическими для мировой культуры образами и вместе с тем остроумное, занимательное, в лучшем смысле «прикольное», увидишь редко.

Кстати, когда я, почти двенадцать (с ума сойти…) лет назад смотрел «Демона» — и Михаил Уманец еще не играл, он чуть позже влился в крымовскую лабораторию, и художники-перформеры частично другие были, те повзрослели и отправились в самостоятельное плавание с тех пор, а им на смену свежие, юные, в том числе нынешние студенты Крымова пришли (спектакль же родился изначально как студенческий! и вот уже больше десятилетия сохраняется в репертуаре!), зато играла Анна Синякина, она из состава давно вышла… Но основной актерский костяк — Маминов, Мелконян, Горчакова — остается неизменным. И это, между прочим, символично, поскольку напрямую относится с содержательной концепцией постановки, где переплетаются история мира и судьба человека, космогоничекое и экзистенциальное. С одной стороны — Адам и Ева, змей-хлыст и надкусанное яблоко с нарисованного дерева, грехопадение. Далее — Толстой на железной дороге и Гоголь с 2-м томом «Мертвых душ». И одновременно с этим — отдельно взятая, абстрактная и обобщенная биография: рождение, колыбелька, ванночка, скрипочка, занятие балетом, велосипед. А над всем и над всеми взлетел парит в вышине зала-колодца «Глобус» черный, до того (в прологе) падший ангел. Ну и коль скоро «Демон» содержит отсылку к Лермонтову, а заодно и к Рубинштейну, финал — грузинская свадьба с глумливой лезгинкой некоего незваного гостя, смахивающего на Берию.

Что касается последнего — не помню, чтоб раньше у меня подобная ассоциация возникала, может она и не закладывалась режиссером изначально, а проявилась лишь сегодня, так сказать, в изменившемся контексте… Но для меня важнее было не просто смотреть, а рассматривать, разглядывать «Демона» теперь задним числом как обещание будущих, на тот момент еще и не замысленных спектаклей Дмитрия Крымова: иных уж давно нет (как «Х.м. Смешанная техника» в МАМТе — но анимационные самолетики со свастикой над шагаловским городком, явственно потом снова возникли во второй части «Смешанной техники»), а другие, наоборот, совсем недавно появились (Гоголь вернулся с «Историей подарка», огудаловский сАртир в «БеЗприданнице» напоминает о Ясной ПАляне).

Удивило меня, что на спектакле вечернем и, несмотря на внешнюю занимательность, содержательно совсем непростом, много детей и даже грудничок, но младенец, вероятно, из местных, а вот толпа школьников привела в недоумение, и не старшеклассников даже, хотя не самые ужасные и, в принципе, смотрели они тоже с интересом, как раз за разом на очередном белом листе (буквально) рождается образ, и в процессе его сотворения вроде бы успеваешь поскучать, понедоумевать, что это такое, к чему, зачем — а потом персонаж или сюжет получают завершенную оформленность… и все такие «аааа!..»

Читать оригинальную запись

Читайте также: