«Текст», реж. Максим Диденко, театр им. Ермоловой, 16 мая 2018, премьера

Жанр спектакля обозначен как «кибернуар». По нуару я не спец, но сразу же вспомнились фильмы в стиле «киберпанк», которых в свое время посмотрела некоторое количество. В режиссуре и сценографии очень хорошо воспроизводится поток сознания и взгляд на жизнь человека, который бОльшую часть времени проводит в виртуальном мире — в «сети» и телефоне. Эдакий кибер-взгляд на жизнь (а не наркоманский, как могло бы быть). При том, что сама жизнь — самая что ни на есть нашенская, с ментами, моргом, обшарпанными панельными домами и убогим бытом. Это и уводит спектакль от обобщенного «панка» в нуарный российский Готэм, в данном случае — в Лобню.

Несмотря на выведенные на экраны «крупняки», самым важным в актерской игре, в заданной форме, оказалась точность интонаций — голосовых. И для меня стало приятной неожиданностью, что все актеры с этим хорошо справляются, произносят приближенный к разговорному текст Глуховского так, как надо. Кроме Меньшикова — безнадежно богемного и изысканного, потому ни на какого генерала, даже прогнившего с потрохами, совсем не похожего (вот уж где «нуар»).

Несмотря на «виртуальность» и повышенную «визуальность» формы, спектакль меня эмоционально зацепил — прежде всего затронув материнские чувства. Героя с его срывами и постоянными «простите, простите» — жалко страшно. Будь моя воля, убила бы голыми руками и майора Петра, и его папашу-генерала. А мамаша — что ж, пусть растит внучку и горюет о сыне. Появление девочки в финале, правда, вызвало недоумение. Мысль ясна, но можно было бы донести ее и потоньше. На мой взгляд, Диденко просто «сыграл в наивность», как это с ним часто бывает: обычно, правда, шутки детсадовские, а тут аж драма по-детски выражена.

На спектакле со мной произошел забавный случай. Я прочитала в программке, что Петра в очередь с Артемом Ткаченко будет играть актер Егор Харламов — и решила, что речь идет о знаменитом Бульдоге-Харламове (тем более из-за наличия в спектакле Кристины Асмус). И, конечно, невольно (и небезуспешно) временами представляла его себе вместо демонического Ткаченко в некоторых сценах. Оказывается, второй исполнитель — однофамилец и тезка «Бульдога».

Кстати, Асмус очень неплохо играет. Илья Маланин (герой Илья) вообще понравился. Ну и рада была увидеть в нескольких маленьких ролях Дашу Мельникову.

В общем, удачный спектакль по хорошей пьесе, с интересным видеорядом (художник — Галя Солодовникова) и, как всегда у Диденко, отличным звуком и ритмом (композитор — Александр Карпов).

Читать оригинальную запись

Читайте также: