Детство как чудо

«Детство». Толстой Лев. Хабаровский театр юного зрителя (Хабаровск). Реж. Кучикин Константин.(премьера 15.10.2016). Золотая маска 2018
Детство; 10!!!

Восхитительно и чудесно! Вот за этим я и хожу в театр. Ходишь, смотришь сто раз маловразумительные высказывания, чтобы потом вдруг дождаться и увидеть такое. Увидеть чудо. Лев Толстой, «Детство», Хабаровск, Театр юного зрителя. Казалось бы, в этом перечне ничего не предвосхищало чудо, а все каким-то волшебным образом срослось и проросло в чудо на сцене. Из трилогии Толстого про молодость последнее время стали ставить спектакли по «Отрочеству», тем более что появилась хорошая инсценировка Ярославы Пулинович, «Детство» не привлекало. Казалось бы, о чем здесь ставить спектакль? Пересказывать детское, даже не юношеское, познание мира в усадебных реалиях первой половины девятнадцатого века сейчас не особо интересно. Но оказалось, что этот текст позволяет говорить о многом. Константин Кучикин ставит спектакль о памяти, о том, из чего мы состоим, что входит в нас еще в детстве, формирует нас. Мать, отец, их любовь к тебе, теплота, первые опыты возмужания, девичьи завитки волос вокруг открытой шеи, первые душевные волнения, братья, сестры, домашнее окружение, воспитатели, учителя, бабушка. Мир, который окружает тебя, пульсирует, преподносит первые опыты, свой опыт, и опыт через истории жизни других. Режиссер и художник не делают спектакль про девятнадцатый век буквально, они погружают разговор в предметный быт недавнего времени – велосипед, старые ролики, шкафы середины двадцатого века, утюги, швейная машинка начала двадцатого века, часы, много часов разных марок и времен, часы, через которые уходит время детства, перетекает в нашу память и остается там как образ рая и опыт изгнания из него. Изгнание из рая – это смерть мамы. Детство на этом заканчивается. Четыре актера вяжут тонкое душевное кружево, кружево памяти, вяжут под 49-й ноктюрн Шопена, вяжут вокруг текста Толстого. Режиссер и актеры волшебники, живые интонации Виталия Федорова (Николенька) нельзя сыграть, это интонации внутреннего существования, они звучат также как музыка Шопена. Удивительный спектакль! В анонсах его уже сравнивали со «Сказкой сказок» Норштейна. Да, это сказка личной памяти. Он меня погрузил в себя, в свои воспоминания, и одновременно заставлял удивляться, как можно сделать такой театр. Толстой!!! Классический текст!!! Никакого «современного» постдраматического театра, никаких новаций. Это лучший спектакль Золотой Маски этого года. Кому не удалось посмотреть – теперь срочно в Хабаровск.

Читать оригинальную запись

Читайте также: