Идеальный солдат

«БИЛЛИ БАДД», Д.Олден, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2016г. (10)

Идеальный спектакль по идеальной опере про идеального солдата. Исполнение почти идеальное.

Военный корабль как модель социума. Социализация через принуждение.

Капитан Вир как модель человека власти — конфликт долга и совести.

Матрос Билли Бадд – найденыш, дитя человеческое, слишком совершенен для несовершенного мира. Даже его единственный недостаток – заикание — только подчеркивает совершенство идеального солдата (идеального матроса на корабле). Идеальный солдат не говорит, идеальный солдат слушает и делает.

Капитан – наместник короля на корабле, король — наместник Бога на Земле. Между добрым царем (с подзорной трубой, в белом кителе) и добрым народом (всегда готовым к подвигам) – злые бояре (с палками). Промежуточное звено – каптенармус Джон Клэггарт.

Большому кораблю – большое плавание. Большой форме – большое содержание. Писатель (Мелвилл), либреттист (Форстер), композитор (Бриттен), режиссер (Олден) знают в этом толк, умеют соединить первый план (драматичный, мелодичный, зрелищный) и второй план (смысловой, символический, философский). Большое и сложное ядро упаковано в простую, прочную оболочку. В либретто есть история, в музыке есть море, в спектакле действие.

Исполнители трех главных ролей, главных партий имеют очень выразительный внешний облик, контрастные сильные голоса и умеют раскрыть внутренний мир. Впрочем, в этой опере и в этом спектакле важны даже небольшие детали (и то, что торговый корабль Билли Бадда назывался «Права человека», а линкор «Неустрашимый», и то, что в роли старого моряка выступил легендарный Роберт Ллойд).

Идеальный солдат недолго провоевал. Идеальный спектакль недолго пробыл в репертуаре Большого театра. Надеюсь, его наградят хотя бы посмертно.

Читать оригинальную запись

Читайте также: