Сериал «Пустая корона», «Ричард III» Великобритания (2012-2016 гг)

«Ричард III» — последний фильм второй части сериала («Война роз»). Герой появился уже в предыдущих сериях, и было ясно, что он — в точку. Я видала не так много Ричардов (Рамаза Чхиквадзе в давнем спектакле Роберта Стуруа, Михаила Ульянова в теле-фрагментах, Олега Ягодина у Коляды, Константина Райкина в Сатириконе). Это такая пьеса, что выбор актера на роль является определяющим, даже если режиссура из ряда вон. В английском фильме же все традиционно, без наворотов, смысл виден невооруженным взглядом, так что Бенедикт Камбербэтч — это, безусловно, главный элемент.
С одной стороны, в этом сила фильма (играет актер прекрасно и вдобавок одним своим участием привлекает к просмотру множество фанатов), с другой — пожалуй, что и слабость. Во всяком случае, не могу отделаться от мысли, что ожидало большего. Допускаю, что субъективна, понимаю, что сравнивать спектакль и фильм не совсем корректно, но сравнение прямо-таки напрашивается: смотрю фильм, слушаю текст — и вспоминаю спектакль Бутусова.
У Камбербэтча и у Райкина, в отличие от других Ричардов, вовсю используется фактура — нестандартная внешность, лицо, которое может производить отталкивающее впечатление, но не производит, благодаря актерской харизме исполнителей. Ричард Райкина стал «таким» (злодеем, стремящимся к власти), потому что его не любили, Ричард Камбербэтча — потому что он из-за своего уродства был отстранен от обычной жизни и занятий молодого дворянина. Первое объяснение мне ближе, но и второе вполне убеждает. И в том, и в другом случае почти все внимание нацелено на героя… но в фильме это уже чересчур. Остальные персонажи — только фон, массовка, причем довольно бледная.
Тут уместно вспомнить еще одну постановку — Коляды, где и «свита», и режиссура играют только на короля. В итоге пьеса упрощается, выпрямляется, неглавные сюжетные линии практически исчезают. То же самое происходит в английском фильме, причем второстепенные персонажи оказываются еще менее убедительными (так и не поняла, как Ричард смог уболтать леди Анну и Елизавету, единственное объяснение: бабы — дуры).
Сейчас еще и в Вахтанговском вышла премьера — в грузинской постановке, с молодым актером в главной роли. Второе обстоятельство меня несколько расхолаживает.
В общем, самыми удачными сериями «Пустой короны» оказались «Генрих IV» и «Генрих V». Они настолько пришлись по сердцу, что, сгоряча начав смотреть следующий сериал из английской истории — «Тюдоров», снова вернулись к принцу Гарри и Фальстафу. И по второму разу пошло еще лучше.

Читать оригинальную запись