Нет слов? И не надо!
Театр им. Евг.Вахтангова | Спектакль: Анна Каренина
Верите ли вы в силу жеста? Нет? Хореографический спектакль по мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на сцене театра им. Евг. Вахтангова в постановке Анжелики Холиной вселит уверенность в сомневающихся.
Тяжелая поступь, сутулая спина, плотно сжатые губы, суровый взгляд – это Каренин (Евгений Князев). Мы знаем из романа, что он много работает в министерстве. Он неэмоционален. Как выразить все это без слов? На сцене человек с книгой. Передвигается по одной траектории, совершая одни и те же скупые движения: читает, подходит к шкафу, ставит книгу на полку, берет другую, затем следующую… Его коллеги, находящиеся рядом на сцене, делают то же самое. Монотонность, безликость, тусклые взгляды, угловатые движения — серая масса чиновничьих душ.
Сердце Кити (Екатерина Крамзина) разбито – ею пренебрег Вронский (Дмитрий Соломыкин). Но жизнь продолжается. Кити уступает настойчивости Левина (Федор Воронцов) и соглашается выйти за него замуж. Надевает на свои руки смирительную рубашку — красноречивый жест. Нужны ли тут слова?..
Вот еще эпизод: свадьбы Кити и Левина. Гости и молодожены сидят на стульях в одной части сцены. Гость встает, провозглашает тост, высоко подняв руку, все опрокидывают бокалы. Затем взяв стулья в руки, гости продвигаются на полметра. Действие повторяется много раз. Стулья словно шагают, как часы отсчитывающие минуты. И вот перед вашим взором движение времени и смена степени опьянения гостей. В итоге завязывается драка, начинаются скандалы — классический сценарий отечественной среднестатистической свадьбы.
А что же главная героиня? Анна Каренина (Ольга Лерман) уходит от супруга и превращается в светском обществе в изгоя. Если бы ей удалось договориться с мужем и жить двойной жизнью — ее ловкостью бы восхищались, пусть и злословя спиной. «Свет не карает заблуждений, но тайны требует для них». Знаменитый эпизод посещения Анной оперного театра становится удобным поводом для бывших друзей продемонстрировать свои фальшивые нравственные качества , «высокую мораль», заклеймив Анну презрением. В спектакле массовка «высшего света» лишь надменно поднимает головы и подергивает плечами. Слова здесь тоже не нужны.
Анна, разочарованная в любимом, в друзьях, тоскующая по сыну в отчаянье решает уйти из жизни. Финальная сцена потрясает драматизмом и постановочными эффектами. Теперь стулья — это колеса поезда. Их грохот переплетается с молитвой. Свет уводит взгляд ввысь. Гордиев узел разрублен.
Магия жеста, музыки, света, танца очаровывает и восхищает. Язык тела, поначалу казавшийся скупым, оказывается ярким и эмоциональным, красноречивым, наполненным сильными переживаниями. Мы все говорим на нем, но не всегда осознаем его выразительность. Спектакль раскрыл глубину жеста, показал его красоту и убедил, что порой слова бывают излишни…