Изгнание в себя

«Изгнание». Ивашкявичюс Марюс. Театр им. Маяковского. Реж. Карбаускис Миндаугас. (премьера 03.02.2017)
Изгнание; 9

Бывают спектакли-картинки, в них важна форма, и они ближе к живописи, а бывают спектакли-истории, в них важен сюжет, и они ближе к литературе. «Изгнание» — спектакль-история. Новая оригинальная пьеса, содержания не знаешь, а оно как в романе. Действие насыщенное, много персонажей, двенадцать лет проходит, прихотливые повороты сюжета, интересно, что там за новым поворотом, и много тем затронуто. Литовский мигрант, оказавшийся нелегальным мигрантом в 2000-х годах в Лондоне. Много встреч, много историй выживания, обретения и потерь. Тут и «восток» — «запад», и противопоставление цивилизаций, советское и постсоветское, ксенофобия, терроризм, восточноевропейцы, застрявшие между советским прошлым и западноевропейским настоящим, мусульмане и англичане, поиск себя, европейские женщины разных стран и культур (литовки, польки, русские, англичанки) в поисках своего образа мужчины, братва и полицейские. Много намешано, но интересно. И все это под музыку «Queen», точнее под Фредди Меркьюри. Фредди – незримое, но звучащее, действующее лицо спектакля. Отлично сделаны отдельные эпизоды в диалоге с текстом песен. Фредди для главного героя становится и другом-собеседником, и через него открывается прихотливость европейской жизни, Фредди – это что-то между роком и попсой, а еще бисексуал, а еще трудно совместить любовь к Фредди и ксенофобию, так как он оказывается не англичанин, а Фаррух из Занзибара. И все эти повороты сюжета выходят на «большие» вопросы, чем жить, зачем жить, как жить. Увлекательное зрелище. Изгнание – это не только изгнание с родины, но изгнание из себя прошлого, попытка переделать себя. Скорее это даже не изгнание, а вечные скитания, по миру и внутри себя. Этот спектакль в стиле спектаклей-историй Робера Лепажа. Он напоминает «Липсник» Лепажа, только покороче. «Липсник» шел десять часов, а «Изгнание» — четыре часа. Но есть ощущение, что идей и не инсценированных поворотов сюжета осталось еще часов на шесть. А перекличкой с песнями «Queen» он напомнил «Вчера наступило внезапно» в театре Около, где была постсоветская история в диалоге с музыкой «Битлз». Спектакль динамично сыгран, во многом держится на Вячеславе Ковалеве, который играет главного героя и четыре часа не покидает сцену. Но и вся актерская команда дружно создает многоплановое действие. Еще порадовался за бывшую студентку Высшей школы экономики Анастасию Мишину, у которой первый большой дебют на сцене. Прихотливые дороги, которые мы выбираем, они не только на сцене, но и в жизни.

Читать оригинальную запись

Читайте также: