Театр – наш барабан!

”БАРАБАНЫ В НОЧИ”, Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ПУШКИНА, 2016г. (9)

«Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.»

Барабаны в ночи — это:

в начале спектакля – стук колес приближающегося поезда, который везет домой с войны солдата (Андреаса Краглера – Тимофей Трибунцев) к невесте (Анна Балике — Александра Урсуляк), которая его не дождалась и уже начала устраивать жизнь с другим (Фридрих Мурк – Александр Матросов). Барабаны угрожают намечающемуся мещанскому счастью. Прежний жених является на помолвку с новым женихом. Он и раньше, с самого начала спектакля присутствовал на сцене, но в качестве призрака. О нем все время помнили, его ждали (точнее сказать, ждали, что он НЕ приедет). Эффектной мизансценой ожидания и начинается спектакль, когда открывается занавес. Первую сцену играют четыре актера (четное число), родители невесты и невеста с новым женихом. Пятое колесо в этой телеге лишнее, нечетный персонаж вносит дисгармонию, взрывает ситуацию (и наряжен призрак именно так, чтобы взрывать, в костюм балерины).

Барабаны в ночи — это:

в начале второй части – шум ветра и дождя, барабанящего в окна мещанской квартиры и напоминающего о непогоде за окном, о ветре истории. Маленький любовный треугольник первого действия это частный случай. Документальная хроника газетных кварталов, разрушенных войной («Мы разливом второго потопа перемоем миров города», писал Маяковский в цитированном выше стихотворении, нам показали результат потопа). И за каждым таким окном жили такие герои, за каждым окном по маленькому треугольнику.

Барабаны в ночи — это:

в финале спектакля – музыка Бетховена. Солдат обрел семейное счастье, сидит с женой и собакой у телевизора, смотрит какой-то голливудский фильм. Телевизор это кирпич, которым заделано окно в мир. Однако на титрах фильмах звучит Бетховен, словно из-за домашних стен доносится музыка истории. Сцена закрыта длинной стеной, на ней надпись КОНЕЦ, но рядом лежит большой красный барабан и напоминает о звуке «барабанов в ночи» и опровергает надпись. Это не конец истории (кого-то это утешит, кого-то расстроит :). Стена также бесполезна, временна и иллюзорна, как берлинская стена, о строительстве которой нам напомнили чуть раньше.

И, наконец,
барабаны в ночи — это:

уже по окончании спектакля на поклонах — весь актерский ансамбль, ансамбль барабанщиков. Театр Бутусова взрывает пьесу Брехта. Режиссер ставит Брехта, а не пьесу «Барабаны в ночи». Получается «Кабаре-Брехт–2», более удачное, чем первое и самая удачная постановка Бутусова по Брехту.

Читать оригинальную запись

Читайте также: