«Паяцы» Р.Леонкавалло в «Геликон-опере», реж. Дмитрий Белянушкин, дир. Евгений Бражник

Белянушкин впервые засветился, выиграв организованный «Геликоном» режиссерский конкурс «Нано-опера», после чего и получил право на постановку в театре. Но пока вышла его геликоновская премьера, он уже успел сделать три спектакля в самом что ни на есть Большом, правда, два детских (из них один на Новой сцене и один в Бетховенском зале) и «Каменного гостя», который едва-едва дошел до зрителя (и тоже на Новой сцене), в «Геликоне» же ему сразу доверили основной зал «Стравинский», и с шлягерными «Паяцами». Видимо, Белянушкин уже считает себя знатоком театральной жизни, потому что «Паяцы» — это про закулисье. Открытая сценическая коробка, вернее, выгородка, стилизованная под таковую. Действие начинается с аккомпаниаторши-концертмейстера, наигрывающей на пианино тему «смейся, паяц», и потом только вступает оркестр. Возле пианино — столики для дирижера и помрежа, то есть происходящее на сцене — как бы репетиция. Но репетиция чего — спектакля «Паяцы»? или гастролей бродячей труппы скоморохов? Видимо, лучше не задаваться вопросами. Оркестр у Бражника звучит намного более гладко, чем поют солисты. Стенка фургона откидывается и передняя стена превращается в помост для лицедейства. Надо признать, «спектакль в спектакле», а вернее, получается с учетом присутствия «режиссера» — «спектакль в спектакле в спектакле» оказывается наиболее эффектным эпизодом оперы, занимающим основную часть второго действия. Правда, «зрители» при этом сидят буквально на чемоданах — они тоже куда-то едут? Паяцы между тем намазаны густым гримом и напоминают скорее французских мимов, Недда (Ольга Щеглова) крутит хулахуп. У Тонио (Алексей Дедов) горб у него демонстративно накладной, на ремнях держится. Если первое действие невыносимо статично по мизансценам и его оживляет разве что эпизод домогательств Тонио, который является с букетом роз, а потом пытается изнасиловать Недду, то второе — очень живенькое, а в трагической кульминации Канио (Алексей Косарев) осколком стекла протыкает Недду в живот и перерезает горло Сильвио (Максим Перебейнос) — так что не только зрители на чемоданах, но и режиссер за столиком в потрясении: видимо, в планы постановщика сие не входило! Но тут откуда ни возьмись из окна выгородки начинает валить искусственный снег — и предсказуемая театральщина возвращает себе все права.

Читать оригинальную запись

Читайте также: