«Ваня», реж. Алексей Лелявский, Karlsson Haus (Петербург)
Театр Karlsson Haus | Спектакль: Ваня
Какой интересный был вчера спектакль на «Маске» — «Ваня» Алексея Лелявского из Karlsson Haus (Петербург). Детский спектакль с реалистической ироничной подложкой, с грустной мудростью непозитивного жизневедения. В детском спектакле герой редко умирает насовсем. Тут Ваня гибнет. И нет чаемого чудесного избавления от предательства. Тот, кого ты спасаешь и видишь в этом миссию братской любви, тебя же и опускает в геену огненную, повторяя все тот же аргумент, что и хтонические силы: Ваню нарекают «ублюдочком». Детская сказка, где жуткое по-настощему жутко. Чудище морское сверкает зеленым ядом прожигающих глаз гуманоида и высасывает из тебя душу через шланг постапокалиптического противогаза. И волки страшные, аж жуть. Прекрасный актер Михаил Шеломенцев демонстрирует настоящий музей голосов: русалочий присвист Дракона, кряхтение старухи-матери, бодрый голосок милого наивного Вани, хриплый хруст волков-санитаров леса. Но и ад в чреве Дракона может вовсе не быть неприятен героям. Несвобода в чреве чудища приятна и любезна для тех, кого надо Ване спасти. Несвобода нравится! Кроме того, сильная сцена: герой Ваня пробивает чрево Дракона копьем, но вместо кукольного жеста, артист пробивает потолок кукольной ширмы мощным ударом, демонстрируя крепкий мужской кулак как своеобразную куклу: мощь человеческого поступка, смогшего дать путь на свободу из ада своим братьям и возлюбленной, но не смогшего спасти сам себя. Ваня возвращается на родину через птичий гомон, который слышат старики-родители, и всё в этой сказке Алексея Лелявского сурово, графично, точно, страшно и правдоподобно. И никаких надежд на волшебство. Суровая северная история.