Коляда-2015. От Ворожцовой до Ермоловой (и Маковцева бонусом)

.
Моя программа гастролей Коляда-театра закончилась на «Амиго».
Там наконец-то я увидел Ермолову, настоящую, большую (на читке «Дыроватого камня» она была никакая, в «Концлагеристах» нечего было играть, остальные ее спектакли в мою программу не вошли).

А начиналась программа гастролей тоже с настоящей большой актрисы – Ворожцовой в «Ба» (за тактом была студенческая «Свадьба»).

Между Ворожцовой и Ермоловой видел еще несколько замечательных актерских работ, из тех, что в коллекцию.

Соло:

Алешкин в «Мертвых душах»
Макушин в «Концлагеристах»

Дуэты:

Ворожцова-Маковцева в «Ба»
Макушин-Федоров в «Концлагеристах»

Трио:

Кравцова-Маковцева-Белов в «БСЭ»

И отдельной строкой два музыкально-пластических впечатления:

Итунин в «Скрипка, бубен и утюг»
И мальчиковый ансамбль в «Ба».

Это были мои четвертые гастроли. В этот раз для полного счастья не хватало большой, ударной премьеры, такой как на трех предыдущих («Годунов», «Маскарад», «Мертвые души»). А в остальном всё было на уровне – праздник. И на сцене, и в зале, и в фойе.

Билеты покупал на все, что не видел раньше, и два спектакля выбрал для повторного просмотра – «Мертвые души» и «БСЭ». И точно угадал, как предчувствовал, что в обоих будет другой состав и новые впечатления. «Мертвые души» приросли новыми смыслами, а в «БСЭ» и пьеса и постановка вполне выдержали замену исполнительницы главной роли. Энциклопедичность (и циклопичность) ушла, зато спектакль стал ровнее, компактнее. Ермолова играла Большую Веру, Кравцова сыграла Маленькую Веру, но это та же самая вера. И она так же пробила в финале на вставание и долгие-долгие аплодисменты.

Чтобы продолжить праздник, посмотрел еще один спектакль в записи

«ДВАЖДЫ ДВА», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2005г. (9)

Запись была сделана в ТЦ На Страстном на гастролях 2011 года.
Две одноактные пьесы – женская (Маковцева и Цвиткис) и мужская (Колесов и Федоров).

Женская часть «КЛИН-ОБОЗ» из самых лучших образцов «малого Коляды». И название прекрасно (Как Люблю И Ненавижу – Один Бог Об_этом Знает), и весь текст, и исполнение. И первый план – социальный и второй — мифологический.
А игра Маковцевой так просто выдающаяся. Замороженная вертикальная пластика, твердая осанка, костюм (на вешалке), речь без буквы «ё», смягчение в финале, мертвая царевна в ожидании богатыря, вечная уснувшая Россия. Цвиткис сыграла Россию современную, шарж, азартно контрастировала, замечательная партнерша.

Мужская часть «Икар» — два не-богатыря (отчим и пасынок, почти ровесники).
Замечательно наэлектризованное, театральное начало, фехтовальный диалог (и словом и действием).
Литературные монологи в середине (у Федорова более убедительные, чем у Колесова).
В финале — спящий Икар, пластическая рифма к финалу первой части, мужское начало засыпает, как и женское. Спит, свернувшись калачиком на прилавке.

И одна универсальная метафора на обе части – деньги-песок-грязь-вода-сахар. А может быть это время, как песок в песочных часах, из одного цинкового ведра в другое.

=======

Приложение. Рейтинг действий (несколько спектаклей, где перепады были большие, по действиям разбил)

«Мертвые души», 2-е действие
«Ба»
«КЛИН-ОБОЗ»
«БСЭ»
«Концлагеристы», 1-е действие
«Амиго»
«Икар»
«Мертвые души», 1-е действие

«СБУ»
«Дыроватый камень» (читка)
«Свадьба»
«Концлагеристы», 2-е действие
«По-другому»

Читать оригинальную запись