Тартюф, приди!

«В Мадрид, в Мадрид!» в НеБДТ, режиссёр Лев Эренбург, 1999

Этот чёрный гиньоль с убийствами-отравлениями, с разрезанным на кусочки и упакованном в чемоданы трупом, с гробом, в который примеривают живых ещё людей, является своего рода «Чайкой» театра Льва Эренбурга. 15 лет назад этим спектаклем впервые были явлены и декларированы элементы его театра: взгляд на жизнь человека через физические и физиологические её проявления, заострённое до гротеска лицедейство. В «Мадридской чайке» натурализма меньше, но всё же в виде физиологического гротеска он присутствует, а вот фарса и лицедейства много. Собственно, из фарсового лицедейства спектакль и построен. Поначалу смотреть на этих погрязших в пороках и уродствах дрянных и злых людишках смешно, они забавно корчатся и копошатся, как клопы в грязной чёрной дыре. Мне кажется, что в первом акте я хохотал громче всех в зале, а с развитием действия, точнее с перманентным кружением его вокруг цианистого калия, трупов, и убийств – обнаружил, что смеюсь всё меньше и меньше. И ближе к финалу вдруг подумал, что после Тальхаймера смотреть спектакль про бесконечную горизонталь фарса-гиньоля-абсурда уже невозможно. Нужна вертикаль. Зрителю, человеку нужна вертикаль, как направление, как вектор опоры. Захотелось воскликнуть: «О приди, приди Тартюф! Перетряхни смрадный мирок этих уродцев! Уничтожь его!» И Тартюф в отвратительном образе глухонемой дурочки пришёл, и всех убил и отправился туда, к Свету!, в Светлую жизнь! В Мадрид! В Мадрид!..

Примечание

Говорят, что раньше, миссию, полуглухонемую дурочку играла лысая женщина, ну или наголо остриженная актриса, как в театре DEREVO Адасинского. Это было по нашему, по тальхаймеровски, очень круто.

Читать оригинальную запись

Читайте также: