НеЭренбург

Для театрального человека «Бутусов» это «Юрий Бутусов» (для остальных – «Вячеслав»). Также и с Эренбургом. «Эренбург» это уже давно «Лев Эренбург» (завсегдатай и лауреат «Золотой маски»). А когда Лев Эренбург только начинал свой проект небольшого драматического театра (НеБДТ) и представлял публике первый спектакль в «Мадрид! В Мадрид!», «Эренбургом» был «Илья Эренбург». И у того, Большого Эренбурга было много про Мадрид:

Нет, не забыть тебя, Мадрид,
Твоей крови, твоих обид.
Холодный ветер кружит пыль.
Зачем у девочки костыль?

У Небольшого Эренбурга (сокращенно НеЭренбурга) совсем другой «Мадрид», и костыли он очень любит (если не в «Мадриде», то в «Ю» они точно есть). Впрочем, «В Мадриде» есть инвалидное кресло. Зачем у мамы инвалидное кресло? А вот зачем! Чтобы свисать с него вниз головой (эффектный гэг в начале второго действия спектакля).

Не могу точно сказать, осознанно ли связан «В Мадрид!» небольшого Эренбурга с «Мадридом» Большого Эренбурга, может быть подсознание повлияло на выбор материала, но связь тут та же самая, что и с Товстоноговым (учителем Эренбурга) и БДТ. Эта связь – отрицание. Частица «не» задает программу – НеБДТ, НеЭренбург. Да и Мадрид из первого спектакля это же «НеМадрид» (а на самом деле Москва).

Нынешние минигастроли НеБДТ На Страстном у меня с рифмовались с гастролями декабря 2002 года в Центре Высоцкого. То был не первый приезд НеБТ в Москву, но я их увидел в первый раз тогда. И тогда и сейчас они привезли пару спектаклей (театр небольшой и гастроли небольшие), не отдельно 1+1, а именно пару. Две точки, по которым можно было выстроить линию. Смысл гастролей — показать линию театра, а не две отдельные точки-спектакли.

И тогда и сейчас пару составляли их первая постановка («В Мадрид! В Мадрид!») и на тот момент последняя. Тогда это был «Оркестр», их вторая работа, сейчас «Ю», она по счету седьмая (театр небольшой и репертуар небольшой). Театру в этом году исполнилось пятнадцать, получается, что они меньше чем одну постановку в два сезона выпускают, медленно работают, тщательно. Когда «точки» так тщательно сделаны, зрителю достаточно и двух, чтобы возник образ театра.

Но спектакли надо было смотреть в правильном порядке, последовательность имеет значение. На гастролях 2002 года сначала надо было пойти «В Мадрид!», а потом на «Оркестр», чтобы увидеть крутой взлет театра, рождение театра из студенческих этюдов. А сейчас надо было увидеть «Ю» (предпоследнюю букву алфавита), а потом вспомнить «азы», с чего всё начиналось.

В 2002 году я смотрел в неправильной обратной последовательности. И после свежего «Оркестра» «В Мадрид!» как-то не прозвучал. И труба пониже и дым пожиже. «Оркестр» — с ног сбивал, из мертвых воскрешал, с первой же сцены, с азартного выступления Демчога. «В Мадрид!» они играли вяло, стебались по мелочам и размазывали каждую мелочь на 10 минут (- У мальчика лупа, — Что за лупа? — Мальчик, покажи маме лупу, — Не покажу).

В этот раз я «В Мадрид!» не пошел, но потом прочитал отклик блогоприятеля jeanix, эффектно связавшего «В Мадрид!» с «Тартюфом», и пожалел, что не пошел. Надо было все-таки линию достроить и из низшей точки «Ю» подняться к вершине. Из неправильной Москвы (НеМосквы) в Москву! В Москву! В Москву настоящую, в НеМадрид.

Решил дать спектаклю еще один шанс, нашел запись в сети и посмотрел — и всё получилось, «В Мадрид!» наконец-то прозвучал, даже прошел на ура. И линия выстроилась. Заодно запись «Оркестра» скачал, чтобы линию выстроить по трем точкам. Заодно вспомнил остальные спектакли НеБДТ (я видел шесть из семи, все кроме «Иванова») и еще четыре постановки НеЭренбурга в других театрах. Это уже полноценная траектория.

Читать оригинальную запись

Читайте также: