«Великая и невероятная история коммерции», компания Луи Бруйяр, Франция, реж. Жоэль Помра («NET»)

Помра больше известен, по крайней мере на русскоязычном пространстве, психодрамами по мотивам популярных сказочных сюжетов. «Великая и невероятная история коммерции» сделана на совсем иного рода материале, но в том же ключе. Вопреки громким эпитетам, вынесенным в заглавие, пьеса представляет собой камерную во всех смыслах историю, вернее, две истории, объединенные общей темой и единым квинтетом исполнителей.

Скромно и чисто обставленные типовые гостиничные номера (для каждого эпизода конфигурация меблировки слегка, нарочито незначительно, переменяется), где собираются коммивояжеры. В первой части спектакля, большей продолжительности, главным героем оказывается начинающий продавец Франк. По протекции мужа его тетки он, не имея никаких навыков, попадает в «команду» более опытных коммивояжеров, которые жестко обучают его технологиям продаж, проводят своего рода тренинги. Сначала Франку не дается торговля, то он недостаточно настойчив с покупателями, то чуть ли не отговаривает их от ненужного, разорительного контракта — «коллеги», озабоченные выполнением «плана» и соревнованием с конкурентами, готовы уже его погнать — как вдруг, когда удача отворачивается от всех, Франк начинает делать успехи, заключает один договор за другим. Почти до самого конца непонятно, что за товар реализуют персонажи — потом выясняется, что сигнальные пистолеты, и один из приобретателей погиб в результате попытки самоубийства, из-за чего проблемы могут возникнуть у целой фирмы.

Переломным моментом в карьере непосредственно Франка становится личная драма — уход невесты, которая разрыв отношений объясняет тем, что жених думает и говорит только о деньгах. Во второй части, которая раза в три короче первой, тот же актер, что играл Франка, воплощает персонажа по имени Фредерик, опытного и успешного торговца. Остальные артисты, более старшего возраста, оказываются в ролях начинающих и неудачников. Фред под конец предлагает им либо изгнать из «команды» самого неумелого, либо оставить, но разделить проценты и риски поровну — то есть примерно как в недавнем фильме братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» трудовому коллективу надо было выбирать между отказом от премии и увольнением сослуживицы. В отличие от дарденновского варианта, у Помра все, кто хоть чуть-чуть удачливее, предпочитают сохранить свои проценты полностью. Главный герой с новым именем в этом перевертыше, однако, переживает ту же драму, что и в первом сюжете — от него уходит жена, с которой он лишь недавно вступил в счастливый брак.

Визуально «Великая и невероятная история коммерции» — стерильный среднестатистический европейский театр: черный кабинет, идеально подсвеченный полумрак, бесстрастная, за исключением особо выделенных кульминаций, актерская манера. Неординарная драматургия в такой эстетике могла бы смотреться выигрышно, но даже франкоговорящие зрители выходили из зала с замечаниями типа «баналь», а «баналь» и по-французски «баналь». Кроме того, что ничего «великого», а тем более «невероятного» в рассказанной Помра истории нет (вычурные определения еще можно воспринимать как иронические, парадоксальные по отношению к заведомо мелочному, ущербному предмету исследования), в ней нет и ничего индивидуализированного, человеческого — понятно, что схематизм в данном случае является частью, а точнее даже основой стилистического решения, но схема есть схема, тем более что она не сообщает ничего свежего. А главное, ничего не предлагает взамен — в то время как, не в пример европейской публике, московская, по крайней мере мои ровесники и старше, знакомы не понаслышке и с социалистической альтернативой, и лично мне всякому, кто критикует капитализм за его «бесчеловечность», каждый раз хочется в рожу плюнуть.

Зато коммивояжеры у Помра тренируют новичка по «американской» системе, учат ловчить, обманывать так, чтоб действия не попадали под уголовный кодекс, втираться в доверие к жертвам, становиться для них «друзьями» с единственной целью собственной наживы — ну конечно, где «проклятый капитализм» — там и «поганые америкосы», об этом все знают, оттого подобной комплектации схематичные антикапиталистические европейские памфлеты имеют еще больший успех. Помра — не самый, мягко говоря, выдающийся драматург, и не слишком оригинальный режиссер, хотя и умелый профессионал, но уж коммивояжер из него — отменный. Он знает, что продается лучше всего, становится для потенциальных покупателей «другом», втюхивает им более-менее доброкачественный, но не особенно нужный им товар, делая на этом и деньги, и репутацию. В этом смысле «История коммерции» — не просто познавательный, но и очень искренний спектакль, Помра здесь, как никогда, хорошо знает, о чем рассказывает.

Читать оригинальную запись

Читайте также: