Кому вернуть билет?

«ДЕМЕНЦИЯ»
Постановка – Корнель Мундруцо, театр «Протон», Венгрия

На твоих глазах унижают, насилуют, убивают, а ты смотришь на это почти в упор, и тебе никого не жалко. Вот в чём главная деменция современного общества, а следовательно, и театра. Но не она стала темой спектакля.

Деменция - Театр Протон

Подробная, разноцветная, обжитая, с замысловатой планировкой, населённая разными мужчинами и женщинами, декорация психбольницы обещала больше человеческого разнообразия и внимания к деталям. Но четверо психов, персонал лечебницы и перекупивший лакомое здание делец вышли, в конечном счёте, все на одно лицо. Все больны, скучны и неинтересны совершенно. На твоих глазах один человек терзает другого: мучает, обманывает, обворовывает его, выгоняет на улицу, бьёт, оскорбляет, откусывает язык и т.п. А я смотрела и мучительно пыталась вспомнить, почему обычно такое зрелище вызывает во мне какие-то чувства, душевный отклик и т.п. и когда это было в последний раз – таким обыденным и естественным предстаёт здесь равнодушие человека к человеку.

Какая уж тут «духовная свобода», какое ещё «чувство жизни»! Этот спектакль поставлен в координатах мира, где Бог давным-давно умер, и это не оспаривается и не проблематизируется даже. Сиротство человека в обезбоженном мире контрастно оттеняет разве что время действия – канун Рождества. Но Бог умер, и вот свято место пусто. Жизнь онтологически лишена смысла. И человеку ничего другого не остаётся, как «возвратить свой билет». Но кому?

Этот спектакль начисто лишён вертикального (или духовного, если угодно) измерения. Человек в нём – жалкая скотинка, наделённая некоторой свободой выбора. И предельным выражением этой свободы становится самоубийство (см. «Бесы» Достоевского). Им всё и заканчивается. Но чувства так и не пробуждаются, потому что нет в этом спектакле ощутимой разницы между живыми и мёртвыми, а значит, не всё ли равно, жив человек или уже умер.

Деменция - Театр Протон

Читать оригинальную запись

Читайте также: