«Конармия» по Исааку Бабелю, реж. Максим Диденко, Мастерская Дмитрия Брусникина

Конармия - Школа-Студия МХАТ

Опять-таки, не имею права высказываться, но и не могу молчать.

Премьеру «Конармии» Максима Диденко и Мастерской Брусникина в Школе-студии МХАТ (6 и 7 октября, на сцене ЦИМа) надо бежать смотреть. Этот спектакль расширяет горизонты понимания того, чем должен заниматься современный актер в процессе обучения. Этот курс начался с эксперимента: на первом году был принят метод документального театра как важнейшая образовательная технология. Впервые в России. С тех пор курс выпускал событийные спектакли, о которых критика писала как о конкурентноспособных по отношению к московскому сезону: «Это тоже я», «Второе видение», «Бесы», «Выключатель». В «Конармии» все навыки, которыми наделяли педагоги курс (как традиционные мастера, так и педагоги по современному театру, современному существованию актера на сцене), соединились вместе. Теперь этот действительно выглядит как цельный, сложившийся театр со своим, уникальным лицом. По «Конармии» видно, что рискованный эксперимент принес свои плоды.

Просто даже по сумме технологий, предъявляемых в «Конармии», такой спектакль увидеть более нигде в России сегодня нельзя, ни в Щукинском училище, ни в Щепкинском, ни даже в ГИТИСе. Максим Диденко поставил современную оперу-ораторию, где нетронутый язык Бабеля ложится на электронные шумы, перкуссию Ивана Кушнира. Здесь есть контемпорари и визуальный театр, постдрама и театр тела, игра с предметом и мелодекламация.

В спектакле про «яростные ветры истории» с кучей остро звучащих сегодня украинских топонимов Максим Диденко словно вписывает войну, ее неприглядную реальность в рамки различных культурных феноменов: христианская иконография и революционный авангард 1920-х, телесный театр Гротовского и Пины Бауш и эстетика русского футуризма, православная иконопись и иудаика. Здесь изучается феномен войны как, к сожалению, неотъемлемой часть цивилизации. Диденко смотрит на войну через призму культуры и видит все одно и то же: «в белом венчике из роз впереди Исус Христос».

Читать оригинальную запись

Читайте также: