21.06.2014 «Карамазовы» на сцене МХТ им. Чехова, режиссер Константин Богомолов.

Достоевский гениально рассказанный доступным языком сказок, но концентрация хлесткой сочности делает все происходящее реально страшным. Русские мальчики застряли в бесконечном состоянии ребенка, несущего тяжесть рефлексии глобальных философских вопросов. Каждый из персонажей действует через ребенка и сам при этом будучи ребенком.

Внутренний ад семейной разобщенности.

Скрытая и конфликтная конкуренция отца и сына за мать. Беспомощные безнадежные неприкаянные дети Алеша и Лиза Хохлокова. Дети, разлученные с матерью. Сиротство и отчаянная жажда жизни.  Парадоксально губительная жажда жизни. Жертвы насилия и истязатели, существующие внутри семейной системы и распространившиеся глубоко в общество. Религия отнявшая семейное счастье Федора Павловича. Жена, отвергающая мужа, искавшая спасения в ритуальном служении Богу. Отчетливо с чистой искренностью прозвучала боль мужчины потерявшего любимую женщину. На фоне общей клоунады Федора Павловича что-то прорывается из очеловеченной раны.

Концентрированный и сочный дух одинаково гниющей плоти.

Смердящая сущность живой плоти человека уравнивает всех вне зависимости от достижений и происхождения отлично спускается в унитаз.

Кровососущее создание Катерина Ивановна пила жизнь от каждого из братьев Карамазовых.

Аграфена Александровна падший ангел с дьявольским смехом. Капризный и ненасытный жестокий ребенок. Карикатурная девица в кокошнике искривленное отражение некогда наивной чистой красоты.

Бестолковая никчемность Мити все же находит в себе бескорыстность. Он принимает наказание с чувством вины  за многочисленную ложь и малодушие.

Иван молчаливым согласием практически руками Смердякова убивает отца. Логично он самый обозленный и выдержанный суровыми условиями выживания.  Серый кардинал меньше всех претендующий на роль потенциального убийцы. Разумеется легче всего взять жертву того кто больше всех кричит об угрозе убийства.

Старец Зосима лилейным голосом вещающий «правду», которую от него хотят услышать и нулевая обратная связь в виде тепла и любви.

Воплощение абсолютного зла некогда бывшего людьми. Любовь они сами убили? Возможно уместной была бы песенка издевка «любовь здесь больше не живет».

Черт оказывается подлинно живым и честным принимающим свою сущность. Он поддерживает гармонию страданий и любви к жизни.

Читайте также: