На «Ма-Муре» с Ларисой Голубкиной

 

Голубкина М. Гутерман

Лариса Голубкина в роли Ма-Муре. Фото Михаила Гутермана

Академический Театр Российской Армии пополнил репертуар спектаклем по пьесе французского драматурга Ж. Сармана «Ма-Муре». Режиссёр-постановщик — главный режиссер ЦАТРА, народный артист России Борис Морозов. В роли насмешливой, мудрой и романтичной Ма-Муре, Народная артистка России, Лариса Голубкина.

Несколько слов о пьесе. На русский язык её перевела дочь писателя Куприна. Она с отцом жила во Франции, где была довольно успешной актрисой — играла в театре, снималась в кино. Но со временем Ксению Куприну замучила ностальгия и она вернулась в Россию. По возвращению в Россию, Ксения поступила на службу в Театр им. Пушкина, но реализовать свой актёрский потенциал в России ей так и не удалось (мир театра жесток и такое бывает даже с очень талантливыми актёрами). Может, чтобы занять себя чем-то родственным театру, а может, это было ещё одной её страстью, но Ксения Куприна занималсь переводами с французского. В том числе и «Ма-Муре».

Лёгкая, забавная, без нравоучений и пошлостей, с  яркой и позитивной центральной героиней, к тому же, героиней возрастной(!), пьеса оказалась подарком для многих прекрасных актрис,  полных сил, но не имеющих подходящего их возрасту и опыта материала. Так, долгие годы играла в ней и Елена Гоголева (Малый театр, 1979 год) — запись спектакля, ставшего хрестоматийным, можно найти в интернете.

По порядку. Первое, что стоит отметить большим восклицательным знаком (просто уже потому, что это первое, что видит зрителю, то что его настраивает) — ДЕКОРАЦИИ!!! Мама дорогая, как они прекрасны! Прекрасны и продуманы. Куда не посмотри из зала на сцену — перспектива. Никакой толкотни даже в массовых сценах. Но и когда на площадке остаётся два-три героя, всё равно не возникает ощущения, что им этот «костюмчик» велик. Безупречное цветовое сочетание и силуэты конструкций создают вид и настроение доброй французской провинции. Прелестно! (художник-постановщик — Анастасия Глебова)

Ещё один восклицательный знак костюмам,  выполненным с каким-то изящным гротеском. (художник по костюмам — Андрей Климов)

О сюжете. История в пьесе чуть не сказочная. Происходит всё в какой-то французской провинции, самое уважаемое и авторитетное семейство которой готовится отметить 106(!) день рождения мадам Ма-Муре. Большую Ма  почитают и уважают, но, как бы, «снисходительно». Годы сделали её почти беспомощной, а потому, безответной. В общем, бабуля что-то вроде «семейной эмблемы» или «реликвии». Или пуще того — бесценный, удивительный, реликтовый, но… — «овощ». Его берегут, укрывают и опекают. Им даже гордятся! Но согласитесь, что «овощ», это даже не «домашний любимец», действий, решений, настроений, желаний, эмоций и пр. от него не ожидают.

Как бы ни было, но семейство начинает готовиться к празднованию дня рождения мадам. В процессе подготовки зрители получают возможность узнать много любопытных деталей и о Большой Ма, и о членах семьи.  Само собой, в сюжет вплетается история любви (пьеса, всё же, французская). Само собой, влюблённым мешают интересы и правила семьи. Само собой, выясняется, что эти же правила (замечу, не интересы!) когда то решилась нарушить и мадам. И само же собой, что она же встаёт на сторону влюблённых….

Лариса Голубкина в роли Мамуре ожидаемо прекрасна и особый шик постановки именно в возможности наблюдать  игру прекрасной актрисы. Всё и все прочие — достойная оправа.

Общее впечатление. Морозову удалось удержать спектакль в рамках лёгкой комедии и не впасть в водевиль. Действо получилось изящным и смешным. Бывает, смотришь что-то и вдруг мысль закрадывается, что в кино это было бы интереснее. Так здесь как раз тот случай, когда смотришь и думаешь — в кино ведь такое невозможно…театр, и только театр. Здесь использованы как-бы все доступные аргументы. Заходишь в театр. «WOW!» — фойе, зеркала, лестницы и буфеты. Третий звонок, входишь в зал. «WOW!» — потолок, люстра, сцена, декорации. Началось действие. «WOW!» — всех слышно, видно, а как поют и играют! Совершенно восхитителен,умилителен (и уместен) детский хор (Детская театральная студия Натальи Аристовой при театре).

Музыка Ларисы Казаковой — лёгкая и жизнерадостная.

Цирк! Очень красивый цирк. Цирк, каким мы его обычно представляем и каким в жизни почти не бывает. ( Режиссер-консультант по цирку – народный артист России Евгений Майхровский)

Ещё из приятного — отсутствие каких либо нравоучений и назиданий. Экспериментов и новаторства, в общем то, тоже нет. Из театра выходишь с улыбкой и думаешь — вот же, вроде как 21 век…а словно машина времени прокатила куда-то в начало 20-го и вернула…такой интерактивный музей.

Рекомендую к просмотру тем, кто скучает по классическим постановкам. Или если кому надо устроить праздник родителям, бабушкам, дедушкам. Я вот очень пожалела, что моя мама сейчас не в Москве — для неё был бы не сказать какой подарок, Ларису Голубкину она уважает безмерно и знает все её кино-роли.

Отвлекусь от «Ма-муре» с Ларисой Голубкиной. Уже в который раз ловлю себя на размышлении о нише в современной актуальной драматургии, ориентированной на актёров категории, скажем, «50+»….

Француз Ж. Сарман написал очень славную пьесу, которая, скорее всего, содержит некий социальный подтекст и некую социальную актуальность для его времени и для граждан его страны (в тексте это мелькает). В условиях российской действительности актуальность и социальный конфликт резко сходят на нет и только, наверное, усилиями режиссёра и актёров спектакль удалось не превратить в мюзикл или, того хлеще, в водевиль. Не то, чтобы я против того или другого…пусть будут…но…

Но посмотрите, сколько всего происходит, как богата событиями жизнь сегодняшних «50+»!? Люди меняют профессии и образ жизни, участвуют в политике (по сути, вершат судьбы сотен, тысяч и даже миллионов), делают деньги или, напротив, вдруг всё теряют после многих лет благоденствия, влюбляются и (увы), теряют любимых, с которыми рассчитывали встретить старость….А сколько перемен пришлось на 50-летних….это какой же сформировался интересный и неоднозначный человеческий пласт!

Жизнь, бесконечная череда высоких трагедий и невероятно забавных комедий, философских драм и сентиментальных мелодрам. И многие её герои  из возраста Ромео и Джульетты уже давно вышли.

Ау! Господа драматурги! Распахните окна и двери…вслушайтесь, всмотритесь в жизнь….Смотрите, какие характеры и типажи! Сколько пришлось им впитать и пережить….и жизнь  их продолжается….кипит… истории их жизней ждут в театрах сотни прекрасных актёров с самыми громкими именами… актёров, по которым скучает зритель. Их судьбы, их радость на кончиках ваших остро заточенных перьев.. Перед вами, говоря языком маркетолога, прекрасная ниша…

Но нет и нету….

Фото Михаила Гутермана

 

Читайте также: