«Любовь нечаянно нагрянет…»

Н.Римский-Корсаков «Золотой петушок» в Большом театре, режиссёр Кирилл Серебренников, 2011

Действие I. Номенклатурная жизнь

Открывается занавес, звучит увертюра, сквозь утренний полумрак можно различить парадный торжественный зал, с лепниной, с росписями на стенах и потолке. По залу шныряют лазерные прицелы снайперов из службы безопасности. Появляется обслуживающий персонал, убирается, чистит, протирает, снимает чехлы с мебели.

Вот всё готово, блестит золото на лепнине, на дверях, на государственном гербе — двуглавом петушке, украшенном царской короной. Появляются сотрудники ЦСО (Царской службы охраны), проверяют помещение своими зоркими глазами, двое цсоошных проводников с овчарками свирепого вида проверяют зал. Вот и депутаты с чиновниками высшего ранга пришли на работу, на заседание. Распахиваются парадные двери и входит Он, номенклатурная единица №1, царь Додон. Заседание Думы, обсуждение вопросов строительства армии, стратегии будущей войны, награждение — вручение медали, кубка, ордена, грамоты дряхлому старичку Звездочёту за выдающее изобретение государственной важности в области нано-интеллектуальных технологий — Золотого петушка. Но главная награда изобретателю не вручена, она лишь обещана.

Большой Театр -Золотой петушок

Рутина: заседания, заседания, в паузах прерываемые плясками армейского ансамбля песни и танцев. Но царю не весело. Личная жизнь его сводится к дремоте на бархатных подушках, вышитых золотом. Придворные дамы, в том числе зрелая фигуристая В.И.Матвиенко ключница Амелфа, крутящиеся вокруг отдыхающего царя пытаются, скинув какую-либо часть своего туалета, соблазнить №1, но тот лишь брезгливо отворачивается. Это не Жизнь, это — номенклатурное существование.

Действие II. Война. Любовь

Война показана самой страшной своей стороной. Тёмное сумрачное помещение, бывшее когда-то красивым залом, сейчас обуглено, на чёрных стенах можно различить следы былых украшений, заставлено грузами-200. Здесь работает похоронная команда, раскладывая в гробы пакеты с останками погибших. Два груза-200, накрытых государственными флагами — это сыновья Додона. Горестный плач-ария отца.

И тут происходит чудо — появляется она, Шемаханская царица, сначала мы её лишь слышим, различая в темноте движение чёрного на чёрном, она в чёрном одеянии, похожем на хиджаб, закрывающем её целиком, включая лицо.

Звуки её голоса божественны. Предполагаю, что Додон начал влюбляться ещё когда её только слышал, в ариях Шемаханки есть что-то инфернальное, тревожно чарующее. А уж когда она скинула свой хиджаб и оказалась в алом платье, а потом и в розовом — деваться Додону было некуда, участь его была решена — он влюбился.

Часто Шамаханскую царицу изображают фантастическим существом — типа бабочки птицы (Мариинский театр, реж. Э.Ичикава), или в виде гусеницы длиной несколько десятков метров (МАМТ, реж. А.Титель). Здесь она — красавица чарующей красоты.

Большой Театр -Золотой петушок

Поразительная и необъяснимая вещь: любовное наваждение случается с Додоном над гробами с останками его сыновей, влюбившись, он про убитых детей своих просто забывает.

Действие III. Смерть на взлёте

Возвращение царственной влюблённой пары на родину. Соответствующая номенклатурному рангу встреча — парад военной техники, шемаханского спецназа и додонских физкультурников-пионеров. Невозможно не заметить какими влюблёнными глазами смотрит Додон на Неё, на свою избранницу. Трибуну для самых главных персон мы видим с изнанки, VIP-персоны стоят к зрителям спиной, и потому мы замечаем трогательную деталь — он кладёт свою ладонь на одно из самых притягательных её мест, она своею рукой её откидывает — «Ты что! С ума сошёл? Кругом же люди!» А ведь он действительно, сошёл с ума от любви.

В неожиданно возникшей конфликтной ситуации — на требование отдать свою любимую, Додон ведёт себя как настоящий мужчина, отвечает отказом, и даже предлагает откупную — полцарства, а это немало. И — погибает, погибает в момент своего взлёта от номенклатурного существования к счастливой жизни. Что это было? У Додона — любовь, любовь искренняя, сильнейшая. Со стороны шемаханского царства — уникальная спецоперация по устранению правителя опасной соседней державы, которая могла бы аннексировать у шемаханцев какой-либо полуостров или остров. Звездочёт, являющийся, видимо, резидентом шемаханской разведки, переодевшись в «штатскую» одежду, и резко помолодев, что-то объясняет зрителям про сказку и намёк в ней, но главное понятно без пояснений и намёков — сильна как смерть любовь!

Читать оригинальную запись

Читайте также: