«Ма-Мурэ» Ж.Сармана в Театре Армии, реж. Борис Морозов

Даже наш дорогой друг Феликс, сам нередко склонный к нетрадиционному выбору досуга (то в театр.Док пойдет, то в Малый), услышав про «Ма-Мурэ», поднял меня на смех. Нет, я бы не стал тратить на такое весь вечер, конечно — но мне было удобно зайти с антракта на второе действие. Благо пьесу все знают — ее играла Елена Гоголева в спектакле Бориса Львова-Анохина, Гоголеву я на сцене, понятно, не застал, но есть запись, которую часто показывают — изумительное и необычайно искусное для такой простоватой пьески театральное произведение. Но применительно к постановке Бориса Морозова как никогда уместно вспомнить выражение: кто в армии служил — тот в цирке не смеется.

Воспользовавшись тем, что в пьесе (а пьеска-то и среди немудреных французских комедий — не самая паршивая, нормальная вполне себе пьеса) по сюжету предполагается приезд цирка, Морозов, не мудрствуя лукаво, стилизовал спектакль под цирковое представление. Якобы нанимали спецов по этому делу, но не знаю, что за спецы, а на цирк такой без слез не взглянешь. Ну клоуны из фургончика еще ничего, на уровне поселковой самодеятельности, а уж когда выходят на арену силачи — тут умри все живое. Обычные актеры Армии отрабатывают довольствие как обычно в Армии — с ужимками провинциальных пенсионеров. Подстать и публика — сторублевые бабки из собеса, это на премьере-то, пришли посмотреть на живую Голубкину. Голубкина играет 106-летнюю Ма-Мурэ с таким надрывом и без тени изящества, что про Гоголеву, которая возрастом была к своей героине гораздо ближе, лучше не вспоминать, уж явно не в пользу Голубкиной окажется сравнение. Зато в роли одного из сыновей заглавной героини — артист Кукулян, отметивший в прошлом году 80-летие. А в зале среди бабок — бессмертный Зельдин, уверенной походкой приближающийся к вековому юбилею. Нет, пусть живут и играют, если в радость — но ведь это же попросту не театр, это какая-то альтернативная форма жизни. В ней нет ни искусства, ни творчества, есть только самоуверенность и самодовольство. Которые поддерживаются и подкармливаются с целями, совсем уж далекими от творческих соображений, и вот это уже противно — в подобных случаях гуманнее сразу отключать систему жизнеобеспечения.

Читать оригинальную запись

Читайте также: