Второй ледниковый период

Teatr Narodowy | Спектакль: Лёд

«ЛЁД», К.Богомолов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Польша, 2014г. (4)

Театрального отклика не получится, потому что писать почти не о чем. Спектакля нет. Нам показали анти-спектакль (уверен, что сделано это вполне сознательно).

Задача поставить на сцене этот текст Сорокина вполне решаема. В нем есть и эффектная концепция и действие — для режиссера. Для художника — яркая визуальная среда (и не одна, период от начала 20-го века до наших дней). Для актеров – около десятка действующих лиц-социальных масок. И можно легко вообразить себе такую постановку (марши, стяги, звезды, свастики, сталинский и нацистский ампир, соцарт), но Богомолов легких путей не ищет, ничем из лежащего на поверхности не воспользовался. От всех театральных составляющих текста отказался. Сосредоточился на самом тексте без театрализации и визуализации. Исключил собственно действие (самые зрелищные сцены романа сохранены, но их не зритель смотрит, их читатель читает с экрана задника). Поместил все в нейтральную среду без исторических примет. И актеры здесь не играют роли, а зачитывают текст. Радио-театр? Нет, даже не это. В голосах актеров нет почти никакой интонационной выразительности. Аудиокнига.

Театральных исключений из анти-театра всего два. Одна из ролей все-таки была не зачитана, а сыграна по-настоящему (актриса Данута Стенка). Второе исключение получили только московские зрители – авторскую интонацию (перевод в наушники подавал сам режиссер, и это было самое правильное решение).

Что же касается самого текста (книгу я не читал), он оказался не лишен определенных достоинств. Воспринимался с интересом. Чисто читательским/слушательским – куда повернет сюжет, чем дело кончится.

«Лёд» это такая графоманская антиутопия (или утопия, это от мировоззрения читателя зависит). В молодые годы я тоже сочинял подобные эротически-исторические фантазии-эпопеи с обязательным участием СС и ГБ, построенные на образах советского кино. Ведь для всех послевоенных поколений самое выразительное советское кино это кино о войне (Великой Отечественной).

Самое интересное тут целостная модель мира, модель истории, и даже космогонический миф о сотворении мира. При этом острие антиутопии направлено в настоящее, актуальное, злободневное. Не отвлеченная фантазия, а своего рода публицистический памфлет. Роман опубликован в 2002 году на переломе от девяностых к нулевым. Автор проницательно уловил приближение заморозков, наступление ледникового периода (тут уместно вспомнить «Отморозков» Кирилла Серебренникова). Ледниковый период это то, что предшествует оттепели и следует за оттепелью. Такое вот вечное чередование (подмерзнет, подтает). Первый ледниковый период это время Гитлера и Сталина (30-е-50е годы прошлого века). Визуальных примет эпохи в спектакле нет, есть только нордическая твердая музыка Листа. Время льда сменяется временем дерьма (жидкой грязи). Период оттепели наступает в 1953 году и достигает апогея в 90-е — время разборок, наездов, проституток и наркоманов. Эта среда гниения и распада — исходная точка книги. В этой жидкой среде и появляются первые признаки нового/старого времени. Твердого, ледяного.

Аллегория прозрачна. Вморожена в текст, как в кусок льда.

Самый главный персонаж романа – тот, который сохранил лед первого ледникового периода и передал его как эстафету наступающему второму ледниковому периоду. Хранительницу льда и сыграла Данута Стенка. Холодной харизмой, спокойной красотой она напоминает легендарных актрис сталинского кино — ледяных див, блондинок киноэкрана. Ведь некоторые дожили почти до наших дней, до старых песен о главном. Законсервировались, пережили оттепель и забвение и встретили новый интерес начинающейся реставрации.

На одном полюсе ослепительно-прекрасная актриса. На другом — тухлый голос автора спектакля, читающий нарочито грязный матерный текст.

Авторская интонация как раз «оттепельная» – обычное богомоловское отвращение к жизни, но здесь она дополнена ледяным презрением. И к уходящему периоду дерьма и к наступающему периоду льда. Оба хуже. Нет ли у вас другого глобуса другой истории ?

Читать оригинальную запись

Читайте также: