«Счастливый Ганс», театр «СамАрт», Самара, реж. Александр Кузин

В палатке, где играется спектакль, сидеть с детьми, которые как раз на месте не сидят, а бегают за актерами — испытание тяжкое, но как ни странно, после питерской «Золушки» и красноярской «Снежной королевы» именно старый, десятилетней давности самарский «Счастливый Ганс» мне показался даже не просто милым, а по-настоящему удачным. В нем, по крайней мере, нет «указующего перста», никакого воспитательного пафоса (при том что сказка, как полагается — с моралью, но она не втюхивается насильственно, а следует из действия), и спекулятивного использования новомодных технологий на провинциальном уровне воплощения тоже нет. Это интерактивное игровое шоу, и хотя я такое не очень люблю в принципе, а в комплектации с орущими детьми особенно, мне оно очень понравилось. Когда-то в «Гансе» играла Роза Хайруллина, теперь она играет не лошадей и не хрюшек, а Нину Заречную и Алешу Карамазова, но артистки СамАрта и не изображают из себя «звезд». Вообще в «Гансе» все как-то легко происходит, без потуг на «перевоплощение»: свинка — это сначала рюкзачок, а потом одна из исполнительниц, по ходу мягко отпихивая выползающих с подушек в игровое пространство зрителей, принимает эту роль на себя, обыгрывая это обстоятельство не без драматизма, который можно уловить только в более сознательном возрасте (то есть рассчитанный совсем на малышей театр вместе с тем кое-что предлагает и нормальному зрителю); то же касается и лошади, и гусыни — простенький антураж плюс актерский энтузиазм и, главное, тотальная самоирония, которой мне в питерском и красноярском спектаклях так недоставало.

Читать оригинальную запись

Читайте также: