Матч выграл Хабенский! Это его победа!

Спектакль – «Контрабас»
Режиссёр – Глеб Черепанов
Театр – МХТ им. А.П.Чехова

Признаюсь, что до просмотра спектакля, пьесу Патрика Зюскинда «Контрабас» я не читал. Бывают у меня такие пробелы. Видел и читал многое, да и не один раз, но есть произведения, которые не видел и не читал. Соответственно, спектакль театра «Сатирикон» с Константином Райкиным в главной и единственной роли я тоже не видел. Тем самым мой интерес к спектаклю «Контрабас» в МХТ, да еще и с Константином Хабенским, был необычайно любопытен. Именно к спектаклю, а не к моноспектаклю, так молодой режиссер спектакля Глеб Черепанов обозначил жанр.

Теперь об ощущениях от увиденного? Противоречивые. Для тех, кто редко ходит в театр, спектакль не предоставит очередного повода совсем отвернуться от театра. Спектакль смотрится, хотя и местами немного затянут и занудлив, но в целом качественно и продуктивно. Тема понятна и ясна. Это с одной стороны, а с другой стороны не так все и гладко и красиво.

Если говорить откровенно и честно, то спектакль вытянул Константин Хабенский. Режиссура присутствует, но она слаба и простовата. Есть предложенные актеру обстоятельства и обстановка в виде комнаты, огражденной от внешнего мира матрасами. Все остальное – это талант господина Хабенского, да, простит меня молодой режиссер.

Контрабас - МХТ им. А.Чехова

Известно, что играть одному спектакль чрезвычайно трудно, да еще и на большой сцене МХТ. Константин Хабенский осознано шел на риск, бросив вызов самому себе. В своих интервью он не раз говорил, что давно хотел сыграть эту пьесу. Значит, пришло время брать новые высоты. Сама жизнь подтолкнула актера к тому, что пора выходить из давно устоявшегося амплуа (образа) и раскрывать потенциал своего таланта. С чем Константин Хабенский успешно и справился.

Пьеса Зюскинда это история простого человека, который волей судеб, занимается не своим любимым делом. Играет в государственном оркестре на нелюбимом контрабасе. Впрочем, в спектакле это линия усиливается и подчеркивает еще и тем, что главный герой так и не сыграет на контрабасе, а будет играть на чем угодно, но не на этом музыкальном инструменте. На стуле, на бутылках, на переносной лестнице и.т. д, но только не на контрабасе. Контрабас в спектакле, а вернее футляр от контрабаса, своего рода ненужный крест, который будет мешать жить, так, как хочется и мечтается главному герою. Не зря же в финале спектакля он приковывает себя наручниками к футляру. А сам контрабас в спектакле, в моментах, когда он появляется, есть олицетворение любви главного героя к музыке, как таковой. К контрабасу он относится бережно, трогательно, нежно, как любовь к прекрасному и возвышенному. Ведь творить музыку, быть музыкантом, вот его несбывшаяся мечта.

Контрабас - МХТ им. А.Чехова

Неустроенность в профессии делает его человеком неуверенным, закомплексованным, человеком, похожим на клоуна. Отсюда неуверенность в любви. Не только в любви к женщине, но любви к профессии и к музыке. Он глубоко разочарован тем, что он никогда не испытает такое чувство, как любовь, которое закрыто от него навсегда. Сбежать от этого безвыходного состояния он не сможет. Даже предпринятая попытка в финале спектакля вырваться из своего мира закончится тем, что на пути ему будет мешать футляр от контрабаса. Они скованны одной цепью.

Контрабас - МХТ им. А.Чехова

Задумка второго финала придумана Константином Хабенским, как он говорил в интервью. Зрителям предложен хороший финал. Пусть останется маленькая надежда на чудо, ведь не все в жизни так плохо. Возможно, второй финал будет выглядеть фарсом, но ведь без этого наша жизнь была бы очень мрачная.

Резюмируя. Предложенные молодым режиссером Глебом Черепановом обстоятельства и место помогли Контантину Хабенскому раскрыть и показать зрителям все грани его таланта. Сама пьеса Патрика Зюскинда как будто специально создана для попытки актерам раскрывать свои возможности. Тема «маленького» человека понятна и банальна. Таких произведений много.

Читать оригинальную запись

Читайте также: