Присутствие (реж. С.Александровский)

Присутствие - Театр на Таганке

1. Обратная перемотка

Ну, на самом деле, вдруг проскакивающая тарабарщина в записи призвана свидетельствовать то, что дошедшие до наших времен отрывки — это записи исключительно с гастролей, потому что в Советском Союзе спектакли театра на таганке записи не подлежали. А то, что мы их сейчас смотрим-таки на русском, а не на польском или еще каком — это благодаря позднему наложению звука. Но при всем этом тяжелом наследии — забавно, что все эти фразы "между нами — эта девушка еще никогда не колебалась" и "вынь да положь 500 серебряных долларов" — еще выразительнее звучат на тарабарском и так идут рычащему Высоцкому-Янг Суну.

2. Пошаговая реконструкция спектакля

*хотя еще когда она только положила руку на живот — я — прозорливо:) — сразу догадалась, что это за сцена будет* но вообще — сначала непонятно — к чему вдруг такая дрессура началась (под голос — предыдущей исполнительницы роли?) Вне контекста спектакля подробный технический повтор смотрится сюрреалистично (а для тех зрителей, что сами-актеры — назидательно!:) Любимова на вас нет!) Ну а с наложением звука — и ежу становится понятно, что эта сцена беременной Шен Те, и потом ее же — уже с ребенком. Все так круто-круто соблюдено, технично, как полвека назад и было.

Только страшно все равно — на такое техническое смотреть воспроизведение. Людей тех то — не вернешь. А суть то все-тки выходит, что с одной стороны, ясное дело, тотальный режиссерский театр, с актером-марионеткой взаимозаменяемым, а с другой — вспоминается изречение, что театр 10 лет живет (ну максимум 15-20). А на новых, молодых актеров — надо новые спектакли ставить, они же тоже — "не капорки какие-нибудь", отдельного внимания достойны (только, опять же — где на них тот новый режиссер?) В общем, это не спектакль-юбилей, а спектакль-реквием получился.

3. Вербатим

Ну это самый простой прием в этом спектакле — многие сейчас используют — врезки-документальные откровения актеров для углубления контекста и придания эмоциональности. так сказать, human touch:) ну и в самом конце — кусок записи с репетиции самого Любимова — тоже очень интересный.

Но просто демонстрировать видео репетиции — это будет кино; на одном вербатиме — тоже не уедешь далеко, поэтому "Присутствие" — очень ценно именно этой попыткой синтезировать интересные архивные документы. Обычного зрителя (даже очень любившего Таганку в целом и Доброго человека в частности) — этим разбором заинтересуешь вряд ли, а вот если делать это в рамках какого-то проекта по разбору спектаклей в том же,к примеру, ЦиМе — это было б очень круто и уместно. И туда б ходили все заинтересованные лица.

*Обсуждение после спектакля — это отдельный прямо жанр самостоятельный:) Мне достался странного вида модератор из арт-тусовки (а они там все — довольно агрессивные и всякими терминами умными перенасыщенные:). и на этом фоне — в число оставшихся на обсуждение зрителей затесался очень агрессивный, такое впечатление что даже засланный казачок, который шумно недоумевал а потом призвал присутствующих к открытому голосованию (при присутствующем режиссере) кому понравилось, а кому — нет (в каком то смысле, в этом был такой советский шестидесятнический даже дух:)) Когда же большинство проголосовало за спектакль, агрессивный зритель пошел пятнами:)) и не сдаваясь, шумно вопрошал "ну чем же — чем же ЭТО могло понравиться??!!" Но всех превзошел один вконец безумный зритель, который принялся самопиариться и долго и нудно рассказывал о своем знаменитом эссе КЕДЫ ВОДОНОСА:)) Мы это, кажется, на всю жизнь запомним как театральный мем. И уже сейчас иногда склоняемся друг к другу и на ухо шепчем: "Кеды водоноса", со значением так это произносим:)

в общем, подобное живое обсуждение — уместней бы смотрелось в ЦиМе — с участием target audience, целевой аудитории. А в таком виде сборища — устаревший жанр: простые смертные сейчас и в интернете вполне могут выразить свою причастность к искусству, будь то проклятия или еще что.

Читать оригинальную запись

Читайте также: