Делу время, но и потехе час. «Кант», Театр Маяковского, режиссер Миндаугас Карбаускис

Ах, до чего обаятельно и вкусно написан, поставлен и сыгран «Кант»!

Настолько, что получая удовольствие от незамысловатых шуточек философа из Кёнигсберга, легко позволяешь убаюкать себя общей атмосфере беззаботного дуракаваляния. Если серьезно, то задача погрузить зрителя в настроение, обычно присущее досугу в дружеской компании — весьма сложна и ее успешное решение говорит об уровне мастерства постановщика и актеров, среди которых особенно выделяются Михаил Филиппов и Игорь Костолевский.

Так проходит большая часть первого акта и вдруг ты ловишь себя на том, что хотелось бы еще чего-то. При всем разнообразии милых пустяковин, они — однородны и рано или поздно зрительское внимание начинает притупляться, спектакль оказывается монотонным для восприятия.

С тем же настроением проходит и начало второго акта, сцены монахинь кажутся едва ли не лишними — но потом, видимо переждав некий тайм-аут, внимание, интерес и настроение разгораются снова.

И только выйдя из театра, задаешь себе вопрос: но о чем? Но зачем?

О периодической важности «ни о чем» и «низачем» в нашей жизни? О радости бытия и счастье умственного отдохновения? Пожалуй.

И разве не важно сказать об этом сегодня? Чрезвычайно важно!

Но эта тема — сухости и скудости чистого разума — считывается довольно быстро и три часа потехи оказываются все же избыточными. Час (в точности по пословице), от силы полтора — были бы куда уместнее.

«Кант» — развлекательный спектакль самого высочайшего уровня, который мне только доводилось видеть. И все же даже этот уровень, талант Карбаускиса и актеров, наконец, великолепное мастерство игры слов и игры в слова Марюса Ивашкявичюса не спасают от немалой доли скуки и от умственного голодания.

Нет никаких сомнений, что создатели «Канта» сознательно сузили свои возможности в работе над пьесой и постановкой. Таланты этого режиссера и этого драматурга выходят далеко за рамки увеселения зрителей.

И, именно понимая масштаб художников, эта их работа — безделушка по большому счету — изготовленная на случай «коль мысли черные к тебе придут» оказывается, одновременно, и очень радостной и несколько разочаровывающей.

Читать оригинальную запись

Читайте также: