«Бальзак венчался в Бердичеве»

Спектакль – «Бердичев»
Режиссёр – Никита Кобелев
Театр – Театр имени В.В.Маяковского

Надо признать, что Театр Маяковского следует правильно заданным курсом. Старый репертуар постепенно вытесняется новым. Понемногу возвращается интерес к театру у зрителей. Художественный руководитель Миндаугас Карбаускис с неспешной прибалтийской решительностью потихоньку строит свой театр с новым лицом. Пусть это происходит не так мгновенно, как хотелось бы нам всем, но вектор взят правильно, фундамент заложен основательный, пришло время, идти дальше.

Доверие художественного руководителя к молодому режиссеру Никите Кобелеву уже приносит свои плоды. У молодого режиссера появился свой зритель. Зритель охотно идет на работы режиссера Кобелева. Ведь, молодой штатный режиссер театра Маяковского Никита Кобелев продолжает и продолжает поражать и удивлять зрителей своими новыми театральными работами. Вот и последний спектакль исключением не стал.

Спектакль «Бердичев» по пьесе Фридриха Горенштейна это по-настоящему зрелая, качественная, серьезная и состоятельная режиссерская работа. А ведь Никите Кобелеву всего 26 лет. Ему бы расти вместе со сверстниками, глядишь, лет через 10 появился бы у нас еще один театр единомышленников.

Бердичев - театр им.В.Маяковского

Известно, что на премьерных спектаклях всегда присутствует элемент нервозности, шероховатости и волнения. Без этого не проходят премьеры. Но, это совсем не значит, что спектакль не удался. На премьерных спектаклях «Бердичев» волнение и нервозность присутствовало, но это прямо не говорит о провале или неудаче.

Да, пьеса Фридриха Горенштейна представляется несколько старомодной для нынешнего времени. Это не новая драма и не твиты. И на первый взгляд кажется сложной для постановки. Много текста, много действующих лиц. Сплошные разговоры. Действия мало. Драматургический материал больше повествовательный, неспешный, но стоящий и превосходный. Все дело в том, как его преподнести зрителю.

Мое мнение такое, что Никита Кобелев пошел верным путем. Ведь пьеса «Бердичев» — рассказ об одной взятой семье. Что такое семья? Семья — это быт, дом, уют, очаг. Оттого повествование в спектакле ведется от быта, т.е. от печки. Вследствие этого сценография спектакля, осуществленная художником Михаилом Краменко, должна выступать прямым и первым помощником в повествовании. Квартира сестер, где происходит все действие спектакля от 1945 года до 1975 года, выполнена качественно, аккуратно и даже очень натурально. Быт передан абсолютно точно. Мебель, стулья, буфет, двери, стены т.д. Казалось бы, даже такая мелочь в сценографии, как крашенный деревянный пол, протерт в тех местах, где часто ходят.

Бердичев - театр им.В.Маяковского

Рассказ по существу ведется от лица двух сестер, которые живут в бердичевской квартире. Портниха Злата и ее сестра Рахиль. Прототипом племянника Вили, который находится на воспитании у сестер, является сам драматург. Виля начинает и заканчивает этот рассказ фотографированием в финале всех героев спектакля, тем самым оставляя их в нашей памяти.

На протяжении всего долгого повествования (спектакль идет почти четыре часа) сестры будут ругаться, мириться, браниться, ненавидеть друг друга, родственников, детей и окружающих. Такой нудный, затяжной мыльнобытовой сериал. Но, во время просмотра спектакля у меня, во всяком случаи, не складывалось ощущения тягучести и занудства, смотрел бы и смотрел бесконечно. Тут, повторюсь, материал дивный, текст в совокупности с несравненным национальным колоритом, который тут не упускается до уровня шуточек ниже плинтуса, действительно, придает спектаклю жанр мыльнобытового сериала, но это только поверхностный взгляд.

Бердичев - театр им.В.Маяковского

А, в общем и целом спектакль о памяти, любви, семейных и человеческих отношениях. Ведь за всеми этими конфликтами (конфликты поколений), словесными перепалками, мелкобытовыми спорами герои повествования не осознают и не думают, что такое семья и дом. Только когда проходит время, а их отношения становятся историей, они начинают задумываться и понимать то, что жизнь не такая уж и длинная, а ценить надо то, что есть. Большая бытовая история страны на фоне одной обычной бердичевской семьи, которых очень и очень много.

Бердичев - театр им.В.Маяковского

Двух сестер играют Татьяна Аугшкап и Татьяна Орлова, актрисы, которые со студенческой скамьи в театре Маковского, но никогда нее имели ролей такого уровня. Сыграли они просто отлично, пусть сейчас не все гладко, но со временем разыграются. Дуэт будет просто чудесный. К огромному сожалению, большинство зрителей знают Татьяну Орлову только по ролям в скетч сериалах, а совсем не знают ее как театральную актрису. Я думаю, что роль Рахиль Капцан поможет ей, избавится от навязанного образа.

Еще Никита Кобелев умеет правильно и точечно подбирать актеров на роли. Никаких выпадений из общего ансамбля в спектакле нет. Все на своих местах.

Читать оригинальную запись

Читайте также: