«Женитьба» Н.Гоголя в «Ленкоме», реж. Марк Захаров (телеверсия)
Московский театр «Ленком» | Спектакль: Женитьба
Совсем свежая запись, сделанная ТВЦ к 80-летию Захарова. Состав с момента премьеры, не столь вроде бы и давней, по ленкомовским стандартам уж во всяком случае, очень сильно поменялся. На своем месте остались Раков-Подколесин и Захарова-Агафья Тихоновна, но я смотрел спектакль с Чонишвили, Чуриковой, Янковским. Еще при жизни Янковского, когда он заболел, на Жевакина ввели Певцова — и кстати говоря, хотя это, может, и не очень «этично», но Певцов мне в записи понравился больше (телеверсию с Янковским тоже успели сделать, я видел), в его исполнении горе-жених — не такой карикатурный, а когда под конец эмоциональный регистр переключается, в своей трогательности, беззащитности он убедительнее, чем был Янковский; и теперь среди «женихов» избыточным, каким-то явно безвкусным гротеском выпирает Анучкин-Збруев. Татьяна Кравченко — совсем не то, что Чурикова, хотя у Чуриковой тоже всего было через край, но у Кравченко, к сожалению, ничего, помимо того, что через край, вовсе нет — работает как в обыкновенной антрепризе, хотя ярко, наотмашь, но спектакль, который изначально и в целом упрекали в «антрепризности», все-таки иного уровня. И неслучайно мне тогда главным героем постановки казался Кочкарев — у Чонишвили в этом персонаже открывалось демоническое, пусть прикрытое фирменной гоголевской юморной чертовщиной, но все же нешуточное инфернальное начало, что потом, вероятно, актеру пригодилось для Дориана Грея в «Идеальном муже» Богомолова. Иван Агапов играет где-то даже тоньше, чем Чонишвили, он замечательный актер, но его образ — в большей степени бытовой, он вырастает из психологии, а не из метафизики.