Театр им. Моссовета

Два выходных вечера отдал премьерам Театра им. Моссовета.

«Опасные связи» Павла Хомского оказались сладкой сентиментальной радужно-облегченной версией кровавого романа Лакло — романа, где европейская культура в предреволюционную эпоху с хрустом разоблачает последние остатки веры в гуманистического человека, где обнажается механика интриги и хищнические, сокрушительные законы жизни. Вместо опытной, тренированной порочности, изысканного лицемерия и извращенного самолюбования Мертей и Вальмона — галантные, велеречивые беседы под сенью галантной декорации Бориса Бланка, похожей на кремовый торт с блёстками. Смотреть можно только на блистательного Александра Яцко, который даже в этом сиропе оказывается прекрасным артистом, мужественным, тактичным, ироничным, но куда же много лет тратится этот великолепный дар? Этому артисту нужны режиссеры первой величины.

А вот спектакль Юрия Еремина «В случае убийства набирайте «М» (сценарий Нотта, положенный в основу фильма Хичкока) не лишен некоторых прелестей. Вполне такое бродвейское буржуазное шоу в детективном жанре. Не блистательное, но очень крепко сделанное: саспенс, красивые мужчины и женщины, невыдающаяся, но мастеровитая декорация, где даже есть внутренний сад в особняке и стильные, срифмованные круглые модерновые окна. Но главная прелесть спектакля — во втором акте. Появляется детектив Хаббард, и я узнаю артиста Романа Кириллова, которых в начале 2000-х играл (и довольно ярко) в МХТ — кажется, Кириллов с последнего курса Олега Ефремова. И я вам скажу, это по-настощему большая, серьезная актерская удача. Просто не можешь оторваться от органики и от степени погружения в роль. Артист придумал себе типичную тусклую характерность: кривоватый, тянущий ногу, шепелявящий вохляк в растрепанной одежде, небритый, в простенькой шапчонке. В каждом кармане у него — по предметам, вещественному доказательству, блокноту — оттого Хаббард кажется распухшим и угловатым. И точно так же, периодически доставяя предметы из своих карманов, он извлекает из своего сознания язвительные и острые лезвия логики — и разоблачает подлинного преступника, демонстрируя блеск ума, артистизм и хваткость детектива. Причем, что интересно, остальные артисты пытаются играть этакую «европейскость», а Кириллов своего Хаббарда русифицирует — он такой немножко деревенский детектив Аниськин, и это очень здорово. Это изумительная, крепко сделанная, завидная роль, которая лично для меня компенсирует все-таки известную приземленность, «середниковость» такого буржуазного театрального стиля.

Читать оригинальную запись

Читайте также: