«Присутствие», Театр на Таганке

Присутствие - Театр на Таганке

Спектакль о спектакле. Режиссёр Семён Александровский соединил два времени: день сегодняшний, когда «Таганка» празднует юбилей и легендарное прошлое, когда создавался спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого начинался театр. Есть многократно повторяемая видеозапись сцены из спектакля, где Зинаида Славина играет Шен Те, а Владимир Высоцкий – лётчика Янг Суна. Есть четверо актёров – те, что сегодня исполняют эти роли. Есть копирование, механическое воспроизведение каждого жеста предшественников, повторение их интонаций. Есть загадка: что позволяет спектаклю жить полвека – точная репродукция рисунка роли, натаскивание, дрессура, подражание образцам или актёрская индивидуальность, которая вырывается на свободу даже в предельно жёстко установленных рамках?

Спектакль о добром человеке из Сезуана сохранился в репертуаре – изменился исторический контекст, изменился эмоциональный фон, другим стал зритель. «Присутствие» — спектакль-исследование, требующий работы зала. На последующем обсуждении кто-то назвал «Исследование» мастер-классом для актёров, которое большинство зрителей воспримет как чепуху. Один из давних работников театра, трижды бравший слово, настойчиво советовал Александровскому «искать себя и не трогать святое». Какой-то мужчина негромко, но со значением угрожал: «Тут всё друзья пришли, ничего-ничего, посмотрим, что дальше скажут…» «Присутствие» вызывает желание либо подключиться к энергии спектакля (на мой взгляд, распределённой неравномерно, с разрывами, когда кажется, что режиссёр злоупотребляет моим терпением, заставляя в очередной раз осваивать очевидное), либо категорическое неприятие, отчуждение и даже агрессию. Это исключительно ёмкий текст — визуальный, вербальный, текст, который посвящён не столько прошлому новаторству создателей «Таганки», а в большей степени сегодняшнему недоумению перед природой того театра.

Читать оригинальную запись

Читайте также: