Посттеатральный театр

Артур (бьёт кулаком по столу). Когда умер дедушка? Десять лет назад. И никому не пришла ещё в голову мысль вынести катафалк. Непостижимо!
Славомир Мрожек. Танго

Присутствие
Театр на Таганке
режиссёр Семён Александровский
2013

Из чего создаётся театр? Из чего сделан спектакль? Из голосов, из шёпота, из звуков, из движения рук, ног и человеческих тел на сцене, из песенок и музыки, из кусков материи и из фанерок. Вот тебе театр (тот же самый): занавеса нет, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство, взять и повторить те самые движения и звуки, повороты головы и вращенья рук, сказать те самые слова той самой пьесы, с той самой интонацией, и тогда тот самый спектакль возникнет здесь на этой сцене? Две актрисы и два актёра повторяют те самые движения рук, ног, туловища, мышц лица, говорят те самые слова про триста серебряных долларов и про табачную лавку, им помогают звуковые и видео тени из прошлого, те самые артисты, Славина и Высоцкий. Всё как тогда, лишь голоса в наушниках, да Шуи Та и Янг Сун на стене, а не на сцене. Присутствие зрителя на том спектакле как есть, нет лишь того самого спектакля, его, как и тот театр невозможно воспроизвести механическим путём. А волшебники-режиссёры пока не научились воссоздавать свои (и чужие) спектакли заново, много лет спустя, чудо не повторяется.

Это спектакль-воспоминание о спектакле Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана», это — отважная попытка продолжить существование спектакля в виртуальной среде, ведь реальной той среды уже давно нет. Получается театр после конца того театра, театр воспоминания о театре, которого уже нет. Посттеатральный театр.

Присутствие спектакля здесь и сейчас дополняют звучащие в зрительских наушниках воспоминания актёров, участвовавших в возобновлении «Доброго человека» в 1999 году, и вводившихся в нулевые годы в спектакль, в основном они касаются механики роли, кажется, если всё повторить как тогда — всё повторится. Звучит и мнение зрительницы, чьей-то тёщи, и я с ним совпадаю: тот старый таганский спектакль (со Славиной и Высоцким) прошибал, когда его возобновляли в 1999, я думал, что теперь, когда вся страна в 90-х переехала в Сезуан и на улицах появились безработные и бедные, спектакль будет прошибать ещё сильнее, но … чудо не повторилось, хотя все мизансцены были повторены, всё было каким-то выдохшимся и сдувшимся, хотя и новые молодые актёры были хороши, и Селютина замечательная актриса.

23 апреля 2014 года Театру на Таганке исполняется 50 лет. Возраст солидный, возраст дедушкин. Театр — это живое существо, как и человек, он рождается, живёт, стареет и умирает. Пора принять и признать тот факт, что Ю.П.Любимов на Таганку не вернётся, что любимовская Таганка умерла, её больше нет, есть муляж, музей театра имени Любимова. И спектакль «Присутствие» ещё одно тому свидетельство. Пора вынести дедушкин катафалк из театра на Таганке, театр закрыть, репертуар снять, и открыть театр заново, отдав его новому режиссёру, как когда то 50 лет назад Любимову.

Читать оригинальную запись

Читайте также: