Колядки-2014 №3. «Урок сцен.речи»

«ПЕСНИ О ГЛАВНОМ -2», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (7)

Московские студенческие спектакли часто смотрю (это особый род театрального искусства со своими достоинствами, каких во взрослых спектаклях не бывает). Не московские можно увидеть только на фестивале «Твой шанс» и вот появился дополнительный шанс увидеть студентов из Екатеринбурга с курса Коляды.

Впечатление очень хорошее. И полезное (для понимания природы театра и театрального образования).

Театральный концерт, инсценировки наших старых песен (хороших, выразительных, пригодных для театрализации песен у нас хватит не на два, а на две тысячи спектаклей, неисчерпаемый запас). От авторских (Вертинского, Высоцкого, Окуджавы) до песен кино и эстрады (самых разных времен). Инсценировки простые, но рука Коляды видна – тут любопытно сравнить с песенными спектаклями других режиссеров (например Погребничко) и отследить своеобразие режиссерского почерка.

Но главная фишка этого спектакля не в инсценировках, а в использовании языка жестов. Все песни исполняются под фонограмму — студенты играют, подпевают и делают синхронный сурдоперевод. Студенты, а за ними и зрители, получают наглядный урок сцен.речи – в ней ведь главное не в мышцах и связках, а в голове. Научиться ценить и правильно подавать (говорить и слышать) каждое слово. А для этого надо попробовать «без слов» (не говорить языком и слышать ушами, а показывать руками и видеть глазами). Своеобразный минус прием — «немая сцен.речь». Можно это делать на чужом, другом языке, но язык жестов еще лучше подходит, он еще более чужой (потому что немой), да к тому же и очень выразительный театрально, пластичный, визуальный, действенный, направленный в зал. Смотрится очень эффектно, какие-то жесты угадываются сразу, каким-то постепенно прямо во время спектакля обучаешься. Есть жесты иллюстративные (какие-то слова можно легко изобразить руками – птица, река или указать на – звезду, небо), есть более условные (надо ведь как-то показать абстрактные понятия и чувства – жизнь, любовь, судьба) и эта условность очень близка театральной условности. Словарный запас песенных текстов лучше всего годится для обучения (там всё про одно и то же, про любовь, да про звезды :).

В общем была пища для ума. И для души тоже. Студенты совсем юные (второй курс), очень трогательные (девочки выглядят постарше, а некоторые мальчики просто школьники). Последовательность песен выстроена очень точно: есть предисловие (оно же послесловие), обращенное к зрителям – «мы вас любим», первая песня «для разгона», последняя, заводная-эстрадная для финальных аплодисментов. Кстати, узнал как выглядят аплодисменты на языке жестов, бОльшая часть публики аплодировала на этом языке.

А самые интересные песни – вторая («Разговор у телевизора» Высоцкого – она самая театральная, там диалог встроен в текст) и предпоследняя, прощальная из «Обыкновенного чуда» – «Давайте негромко, давайте вполголоса, Давайте простимся светло». Вот эта песня была особенно хорошо поставлена – солист мальчик в черном костюме (голос Андрея Миронова) и кордебалет девочек в белых платьях (женский хор), так трогательно исполнили-станцевали, чуть на слезу не пробило («негромко, вполголоса» на языке жестов, для тех, кто не слышит).

Читать оригинальную запись

Читайте также: