«Аркадия» Т.Стоппарда в театре «С.А.Д.», реж. Ирина Пахомова

ARCADIA-театр | Спектакль: Аркадия

Не так давно с неожиданным удовольствием пересмотрел «Аркадию» в постановке Сергея Голомазова на Малой Бронной, после чего наконец-то собрался в «С.А.Д.» — эта «Аркадия» вышла позже, чем голомазовская, но тоже идет уже третий год, а я все никак не успевал доползти, что стоило сделать давно и по многим причинам. Начиная, конечно, с необычайного места — театр располагается в Аптекарском огороде Ботанического сада, где я бывал много раз, и в самом саду непосредственно, и в окрестных, окружающих его увеселительных заведениях, по случаю разных мероприятий, но никогда — зимой, а зимний ботанический сад — совершенно особое явление, когда среди заснеженных и укрытых кустов вырастает стеклянная оранжерея с пальмами, где, собственно, и располагается театральный зал. Мало того, зал окружен оранжерейными галереями, и пока спектакль еще не начался, там сначала бродят посетители — в зимних одежках среди тропических растений, а потом — герои «Аркадии». Нет нужды говорить, насколько фантастически это все соотносится с пьесой Стоппарда, иногда до каких-то дословных совпадений вроде ботанических занятий Эзры Чейтера и эротических метафор Септимуса Ходжа относительно его жены. Плюс ко всему стекла оранжерей в трещинах — и не захочешь, а слушая дискуссии персонажей о втором законе термодинамики, вспомнишь «Энтропию» Томаса Пинчона, которую, я уверен, Стоппард, работая тридцать лет спустя над «Аркадией», не мог не держать в голове. Но что подкупило меня особенно и тоже еще до начала основного действия — концептуальное решение пространства и времени пьесы через два сквозных образа, прописанных Стоппардом. Некорректно и бессмысленно сравнивать разные спектакли, но то, чего не хватило мне в очень вдумчивой постановке Голомазова, я обнаружил в спектакле Пахомовой еще до того, как прозвучал третий звонок, а именно — стол и черепашку: стол длинный и на него громоздятся предметы из разных эпох, черепашка живая, шевелится и ползает (почему-то не хотела есть листья в сцене, когда Бернард устраивает пробную читку, ну это мелочи), а главное, то и другое заявлено сразу — Гас лежит на том самом столе и играет с той самой черепашкой, ожидая сигнала к началу представления. Собственно, не считая этого пролога, Ирина Пахомова ничего не выдумывала, а просто точно воплотила авторский замысел драматурга, и хотя мне всегда интересно, что режиссер добавляет от себя, случай Стоппарда — исключительный, к нему что-то добавлять — дело неблагодарное, равно как и купировать. А в спектакле театра «С.А.Д.» и текст использован полнее, хотя совсем без сокращений не обошлось, спектакль с одним антрактом длится почти четыре часа, потому и начинается в шесть даже по будним дням — видимо, это связано с режимом работы ботанического сада.

Первый акт я смотрел в эйфории от того, как различные по ритму и интонациям эпизодых исторические и современные постепенно входят в резонанс, чтобы ближе к финалу сюжетные планы проросли уже непосредственно друг в друга. Второй акт, правда, показался мне несколько поспешным и скомканным, в нем потенциал тех самых двух принципиально важных образов, соединяющих временные пласты пьесы (стол и черепашка) так и не реализованы в полной мере, кроме того, режиссер (по небрежности или от нежелания лишний раз подчеркивать символизм деталей) отказалась от переодевания современных персонажей в исторические костюмы для фотографирования перед танцевальным вечером, и вообще с танцами недотянула, ну и обидно, конечно, за Джелаби — Иван Иванович Ипатко придает спектаклю определенный колорит, но фактически его роль не решена вовсе, сведена к функции слуги просцениума: он выполняет свои задачи, предписанные по сюжету пьесы, но запоминается больше объявлениями о начале спектакля и антракта с использованием колокольчика. А уж Ипатко можно было употребить к делу гораздо интереснее — только что видел его в «Несравненной» Виктюка, где он играет тоже прислугу, точнее, служанку-мексиканку, пьеса Куилтера с «Аркадией» рядом не стояла, но даже там у персонажа Ипатко есть характер, есть полноценный образ, здесь — к сожалению, нет. Вообще несмотря на то, что в «С.А.Д.» я пришел впервые, почти все актеров так или иначе знаю: Кирилл Рубцов, руководитель театра, недавно сыграл в премьерных вахтанговских «Окаемовых днях» к юбилею Этуша, а кого-то, как Дениса Васильева (Септимус Ходж) и Рената Кадырова (Эзра Чейтер), я помню еще по дипломным работам в Щепкинском училище. Кстати, Васильев, которого я с тех пор на сцене не видел (хотя однажды мы оказались на соседних местах в зрительном зале), в роли Септимуса такой же робкий, как в студенческом спектакле «Лето и дым» по Уильямсу — можно играть чуть острее. Тогда как Бернард Солоуэй у Кирилла Рубцова, наоборот, через край фонтанирует энтузиазмом, и научным, и сексуальным, не упуская случая продемонстрировать достоинства своего телосложения. Чрезмерна и энергетика Хлои. Поначалу также меня раздражала Леди Крум-Анастасия Миляева, но постепенно я не только примирился, но и стал находить, что в такой прекраснодушной манерности смысла больше, чем в пафосе, который порой вкладывают в эту, в общем, не самую выигрышную роль. Безусловно замечательные в «садовой» версии «Аркадии» Томасина — Екатерина Крамзина, Ханна- Мария Аврамкова, но самый неожиданный здесь персонаж, пожалуй — Гас/Огастес в исполнении Алексея Финаева-Николотова. Коль скоро его сольным «прологом» открывается, точнее, предваряется первое действие, то и место его в структуре спектакля — особое, плюс к тому, что он и в пьесе — единственный из действующих лиц (не считая черепашки Плавта/Молнии) принадлежит одновременно и двум эпохам, и двум мирам. Сам типаж, фактура актера идеально соответствует задаче, но и режиссерски (не в пример некоторым другим персонажам) этот образ выстроен очень подробно, при минимальных, казалось бы, возможностях: Гас постоянно молчит и только улыбается, а Огастес появляется буквально в паре сцен, но именно он становится центром, соединяющим огромное количество мотивов и микро-сюжетов в единый авторский миф Стоппарда о потерянном рае.

Читать оригинальную запись

Читайте также: