Три вечера в Театре Сац

В детстве мама часто водила меня в Театр Натальи Сац. До сих пор помню сказочное ощущение огромного для меня, маленькой, пространства, сказочных героев, которые встречали перед каждым спектаклем, столики для рисования и почему-то надо всем этим — запах мандаринной кожуры, как запах самого детства.

С Натальей мы долго туда не ездили — далеко, да и маловата она была. Но в этом сезоне наверстали упущенное, посмотрев сразу три спектакля. Сначала сходили с классом на уже проверенную временем оперу "Дюймовочка" Ефрема Подгайца — одну из самых красочных постановок театра, названную лучшим детским спектаклем 2001 года. За десять с лишним лет она, надо сказать, ничуть не обветшала. Правда, Дюймовочке хотелось пожелать сесть на диету, но все остальные персонажи были очень милы.

Дюймовочка - театр им.Н.Сац

Детям особенно понравились смешные лягушки, жуки на роликах и хозяйственная мышь, а взрослым — роскошные декорации.  Когда в финале на сцене возникает страна эльфов, расцветающая нежными красками про появлении Дюймовочки, мамы дружно выдыхают "ах!". Художников этого спектакля так и зовут — Анна и Анатолий Нежные. :-)

И последнюю премьеру Театра Сац, балет Елены Барышниковой "Принцесса на горошине" оформляла тоже Анна Нежная. Красота получилась неземная!

Поскольку в балете звучит музыка Вивальди и Корелли, художница тоже вдохновлялась искусством барокко и образами Италии, в частности — Венеции, изображенной на самом первом занавесе. Из этого же города явно приплыла лодочка-стручок, похожая на гондолу. На ней принц в сопровождении забавных девочек-горошин путешествует по разным странам, выискивая себе невесту. По дороге он попадает в  царства теней, сонь, обжор, страну плакс и город легкомыслия. Каждая страна символизирует какой-то порок, который авторы постарались передать и в костюмах, и в хореографии: сони, понятно, не расстаются с подушками, сладкоежки носят пышные наряды по мотивам картин Джузеппе Арчимбольдо, который составлял лица людей из овощей и фруктов; принцессы ночи в восточных шальварах исполняют довольно агрессивный танец, а легкомысленные ловят принца сачком.

Во втором акте начинается сама история Андерсена с принцессой и горошиной — но и его хватает примерно на полчаса. Большую часть времени занимает пышный придворный дивертисмент по случаю свадьбы принца. Тут дети, оживившиеся во время акробатических трюков с матрасами, явно начинают скучать. Как сказала с умным видом моя семилетняя дочь — "тут не хватает истории"… :-) А меня лично огорчило отсутствие оркестра. Поскольку необходимых для исполнения барочной музыки старинных инструментов в театре нет, живой звук решили заменить фонограммой. Запись, надо сказать, очень хорошая, качественная — и где еще дети смогут два часа подряд слушать восхитительного Вивальди… Но вот Тереза Дурова выписала же для своего "Принца и нищего" аутентичные инструменты аж из музея, так что нет ничего невозможного…

В опере "Съедобные сказки", тоже премьере нынешнего сезона, — совсем другой коленкор. Спектакль идет на Малой сцене, и оркестр находится на виду у зрителей, так что во время действия можно смотреть и на артистов, и на музыкантов. Тем более что некоторые певцы иногда сами садятся за инструменты.

Спектакль поставлен по мотивам книги Маши Трауб "Съедобные сказки" — писательница придумала их для сына, который очень плохо ел. Так появилась влюбленная макаронина Стеша и вредные спагетти, драчливый чернослив Норик и очкастый ботаник Марк (морковка), задумчивая креветка Фира и прилипчивая жвачка Липа. В театре всех этих героев изображают мама, папа, бабушка и другие родственники мальчика Васи, который не может ни ложки съесть без сказки. Я сначала опасалась, что взрослый дядя в роли ребенка будет выглядеть нелепо и неестественно, но артист Максим Усачев, в общем, справляется с задачей достойно. А креативная мама (Людмила Бодрова) зажигает так, что хочется брать с нее пример. Развлекательные вроде истории на самом деле поднимают довольно серьезные и острые вопросы — например, отношения к ребятам других национальностей…

Единственный минус этого замечательного спектакля в чересчур лаконичном оформлении сцены, когда буквально глаз не на что положить. Видимо, режиссер и руководитель театра Георгий Исаакян сознательно решил сделать контраст с красочными постановками Большой сцены. Кстати, на одну из них — новую редакцию оперетты Эдуарда Колмановского "Белоснежка", мы собираемся в ближайшем будущем. :-)

Белоснежка - театр им.Н.Сац

Читать оригинальную запись