«Принц и нищий» в театре Терезы Дуровой

Сегодня мы с дочкой сходили на отличный музыкальный спектакль в Театриуме на Серпуховке. Мюзиклом в общепринятом понимании его назвать сложно. Композитора тут нет, в спектакле использована старинная музыка XVI-XVIII веков в современной обработке Максима Гуткина (он же дирижер спектакля). Поэтому наряду с традиционными инструментами там звучат разные аутентичные штуки вроде колесной лиры, волынки или базуки (все инструменты перечислены и подробно описаны в программке). Причем, музыканты сидят не в оркестровой яме, а по краям сцены, так что зрители могут не только услышать, но и увидеть все эти диковинки в действии. Для этого, скажу по секрету, надо покупать билеты в первые ряды на места от 1 до 5. Мы сидели с другой стороны и наблюдали за игрой классической секции, что, впрочем, было тоже интересно. Особенно нас впечатлил виртуозный скрипач!

Несмотря на мощные джаз-роковые запилы ухо улавливало мелодику старинных английских баллад, ирландских танцев или духовных песнопений. И все это очень здорово работало на картину средневекового Лондона, который в декорациях Марии Рабасовой был намечен пунктирно, без клишированных открыточных биг-бэнов, а лишь с помощью нарисованных фахверковых стен, да гобеленов в дворцовых покоях.

Музыка здесь не ведет действие вперед, как принято в мюзиклах, а создает правильную атмосферу, настроение. Песни на стихи Андрея Усачева звучат как вставные зонги между драматическими сценами. Самые сложные композиции ложатся на плечи двух колоритных уличных певцов, бродячих менестрелей: обаятельного Евгения Мишечкина (Ивана из "Летучего корабля" Терезы Дуровой) и Эмиля Рывкина — мальчика из актерской семьи, буквально выросшего на этой сцене.

Вообще в спектакле отличная детская команда, которая работает с честностью цирковых, на уровне взрослых актеров. Кто-то из них, как исполнитель роли принца Арсений Краковский тоже вырос за кулисами театра, другие попали в проект по результатам кастинга. Именно эти ребята заряжают действие драйвом, юмором и мальчишеским задором. Хотя сам спектакль, надо сказать, довольно мрачный. Большая часть действия происходит на грязных улицах и в бедных лачугах, а на долю дворцовых эпизодов приходится наверное меньше трети всех сцен, и ни одной музыкальной. Хотя на мой взгляд, спектакль очень украсил бы старинный полонез в красивых костюмах или игра изысканного придворного лютниста.

А так в спектакле преобладает живописно ободранная лондонская беднота с лихими песнями и плясками, драками и поножовщиной. Как и "Огниво" (предыдущий мюзикл Терезы Дуровой) это довольно брутальное зрелище с хорошо поставленными боями, которые наверняка оценят все мальчишки. И это можно сказать уникальный случай: ведь подавляющая масса детских слюняво-розовых спектаклей рассчитана именно на девочек, точно так же как большинство взрослых спектаклей-мелодрам предназначено женщинам.

Моя впечатлительная барышня очень переживала за судьбу принца, который оказался в суровых лондонских трущобах, был неоднократно бит, попал в тюрьму и вообще хлебнул лиха. Местами даже пыталась поплакать. То есть детей младше семи лет водить туда однозначно не стоит. А вот со старшими будет о чем поговорить после спектакля. И о музыке, и о справедливости, и о судьбе … А мы продолжили вечер чтением шотландских легенд.

Читать оригинальную запись