Анти-Макаренко

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА», Э-Л. Семпер Т.Оясоо, ТЕАТР 099, Эстония, 2012г. (6)

На десятом году ЖЖизни сочинил отклик на спектакль еще до того, как посмотрел его. И всё угадал! В «Педагогической поэме» Макаренко речь шла о воспитании нового человека. Малолетних преступников, беспризорников одичавших, выпавших из социума людей очеловечивали. Для этого их надо научить нормам, правилам поведения в обществе, поднять из звериного состояния.

В эстонской «Педагогической поэме» речь идет о воспитании нового актера. Решается обратная задача – из благополучных, здоровых вполне социализированных людей надо сделать актеров, то есть расчеловечить. («А разве актеры не люди? Нет. А кто же они? Они – всё»). Для этого их надо освободить, расшатать нормы поведения. Вернуть в звериное состояние (животные – вот лучшие актеры, человеку их не переиграть). Снять табу брезгливости, стеснительности, приличий, стыда. Окунуться в ведро с водой, которой мыли пол, произнести все матерные слова, какие знаешь, снять трусы, заняться сексом (нетрадиционным, это обязательно).

Противоположности сходятся, и очеловечивание и расчеловечивание возможно только в коллективе (в одном случае воспитывает совместный труд, в другом совместная игра). И там и там воспитание проводит представитель старого мира (в одном случае мужчина, Антон Макаренко, в другом — женщина, Maрика Ваарик, актриса, единственная настоящая актриса в эстонском спектакле).

Читать оригинальную запись

Читайте также: