150 причин не защищать родину. Театр doc

Елена Гремина — мой любимый драматург. Поэтому не могла пропустить ее новую (и первую) постановку по ее же пьесе. Вы много знаете про то, как взяли Константинополь? Я не смогла ничего вспомнить, кроме того, что его таки взяли. Поэтому, прежде всего, эта пьеса стала для меня источником знаний. Пьеса — по сути разбор полетов. Как случилось, что 29 мая 1453 года пал Константинополь? Ответ состоит из больших и мелких событий. Константинополь пал…потому что главнокомандующий Византии Лука Нотарас сказал «Лучше чалма, чем тиара». Потому что Константин пожадничал заплатить венгерскому военному инженеру Урбану, и тот перешел на сторону турок. Потому что Византия не признавала Унию, и Рим решил не помогать. Потому что у Генуи был мирный договор с султаном Мехмедом, а на Руси вообще была Орда. Потому что византийцы скептически относились к защите своей страны. Потому что оказались готовы перейти в мусульманство. Потому что на стороне византийцев было 7000 солдат, а турок — 300 000. Но осада длилась 7 недель. И это было чудо. Мелкие и крупные обстоятельства сталкиваются и приводят к уже знакомому нам финалу. В каждой точке, каждом обстоятельстве мы останавливаемся и смотрим трезвым взглядом: «Как же так?». Пьеса несет в себе авторский отпечаток, я словно слышу умную, интеллигентную и печальную интонацию драматурга, которая распутывает этот клубок.

Режиссерское решение было очень четким и под стать пьесе. Актеры на наших глазах переодеваются, то в византийцев, то в турок, то в европейцев, то остаются в своей одежде, совершается переход из 21 века в 15-ый и обратно. Любое расследование — это много слов и чтобы сделать каждое из них значимым и важным, первые пять минут нас словно вводят в транс: на сцену выходят пять актрис в черном и подбрасывают в руках камешки. Это работает как танец дервишей (отсылка к учителю-суфию султана Мехмеда). После подобного погружения первое же произнесенное слово приобретает особое значение.

Но не все так хорошо. Сцена дока — очень коварная. В ней актер виден до донышка. Ближе, чем там актеры наверное не играют нигде. А текст пьесы — сложный, умный. Поэтому это подходит только большим личностями и большим актерам. К сожалению, их я не увидела. Одна из ключевых сцен. Султан Мехмед предлагает Константину сдать город, тогда он сохранит ему жизнь, даже предложить Пелопонес для с царствования. Самый важный разговор в их сценической жизни. А я вижу надутые губки милых девушек-актрис и слышу их мультяшные голоса. Я не знаю откуда берутся личности. Может их можно даже воспитать за 4 года обучения. Тогда мастера этих девушек облажались. Смотреть на них было скучно. И все сценические решения уходили в песок, потому что актрисы сами по себе ничего сказать не могли. Я не знаю, как так получается. Есть актеры, которые могут выйти помолчать на сцене, а мне уже невероятно интересно. А здесь чего они только не делали, а я все равно скучала, глядя на них. Зато если найдется 5 хороших актрис — это станет их бенефисом.

Читать оригинальную запись

Читайте также: