Реальный театр, день первый

Если кто еще не в курсе, то имейте в виду — в Екатеринбурге проходит фестиваль «Реальный театр». Я, правда, реагирую с некоторым опозданием, но это моя вина. А фестиваль продолжается.

Понедельник, 2 сентября. Московский театр имени Пушкина. «Добрый человек из Сезуана». По пьесе Брехта, режиссер Юрий Бутусов.

Поразительная по своему цинизму работа. Очень хотелось бы сказать, что в погоне за «красивостями» авторы забыли вдохнуть в свое творение душу. Но это не совсем так. Просто спектакль сделан по заветам Штирлица. «Запоминается, — говорил полковник — только последняя фраза.» Так вот и в конце первого действия, и в финале эмоции все-таки есть. И, надо признать, когда Александра Урсуляк работает в полную силу, это действительно впечатляет. Но что же не все время? И почему на таком уровне не работают другие исполнители? Съэкономили? Душевные порывы были, но строго дозировано. Действительно, раз запоминается только финал, зачем тратиться? Все остальное время можно просто кривляться, ограничиваясь штампами и всякой маловразумительной возней с претензией на глубокомыслие. Чего там, пьеса-то актуальная, она сама как-нибудь…

В результате получился современный спектакль. У которого, конечно, есть своя зрительская аудитория. Есть, есть, не сомневайтесь. Ведь считает же кто-то романы Минаева за литературу, «Камеди-клаб» за эстраду, передачи на РБК за экономический анализ, нынешнюю предвыборную вакханалию за демократию. Почему бы этим же людям не считать работу пушкинцев за театр? Глубокий и философский. А что? Пыль в глаза пускали, к месту и на к месту, со спущенными штанами бегали, неестественные дерганные движения с глубокомысленным выражением на лице — в большом количестве. Да еще и пели, причем кое-что даже по иностранному. Что еще надо? Какая такая правда взаимоотношений? Какие эмоции? Почему халтура?

И в то же время спектакль-то пожалуй действительно остросоциальный. Наряду, например, с «Дядей Ваней» Туминаса — почему-то совершенно очевидно, что это работы одного ряда. Они ведь не просто так появляются, раз на них ходит — значит, есть люди, которые считают это театром. Никаких сомнений об уместности такого спектакля на «Реальном театре». Да, такова реальность. И с этим надо что-то делать.

Читать оригинальную запись

Читайте также: