«Сказки» И.Стравинского, реж. Робер Лепаж (запись 2010 г., Экс-ан-Прованс)

Про Лепажа я заранее не знал, и удивился, увидев в начальных титрах его имя — просто включил послушать, как накануне слушал запись 15-й симфонии Шостаковича из Амстердама, тоже 2010 г. (терпеть не могу эту вещь, но делать же все равно нечего). Оказалось, что «Сказки» — не просто концерт, а музыкальный перформанс, поставленный «самим». При том что композиция составлена из разнородных вокально-симфонических миниатюр Стравинского: «Прибаутки», Два стихотворения Константина Бальмонта, «Кошачьи колыбельные», Четыре русские крестьянские песни и «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» — а в качестве своего рода «увертюры» использован Рэгтайм, в общем, собрано что поэкзотичнее и при этом некрупное, а какого рода экзотика, уже неважно. Первая часть, сразу после Рэгтайма, «иллюстрируется» в технике «театра теней», то есть под музыку актеры работают руками, составляя из ладоней, предплечий и пальцев на подсвеченном экране зоо- и антропоморфные фигуры. Действуют виртуозно, и картинка довольно точно соответствует тому, о чем идет речь в текстах (благо они русскоязычные и несложные), однако если подобный наив в случае с «Прибаутками» и «Колыбельными» оказывается кстати, то та же самая стилистика по отношению к положенным на изысканную модернистскую мелодику «Двух стихотворений Бальмонта» она, по-моему, не вполне уместна, но что важнее, сам принцип буквальной иллюстративности не очень интересен, он ничего не добавляет собственно к сочинениям Стравинского, а большая часть из них — и сами по себе раритеты, где еще услышишь. Далее вокалисты, наряженные в подобие армяков и меховые шапки, имитируют, свесив ножки в воду мини-бассейна, откуда возвышается также и дирижерский подиум (за пультом Камерного оркестра и хора Лионской оперы — Казуши Оно, возможно, еще и этим обстоятельством объясняется уклон художественного решения проекта в условно-дальневосточную эстетику), некие абстрактные движения псевдообрядового характера — это «Четыре русские песни». И за ними следует третья, самая целостная часть, наиболее развернутое из представленных произведений — Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». Оформлено оно снова в технике теневой, но несколько иного рода, чем в первой части. Тут работают уже артисты не перед экраном, а за ним, несколько танцовщиков-акробатов в цирковых трико, изображающих с помощью конфигурации собственных тел а также нехитрых приспособлений, масок, хвостов и т.п., персонажей «байки» — получается довольно забавно, тем более, что ТВ дает возможность заглунуть попутно и за экран, подсмотреть, как именно они добиваются нужного эффекта — однако от музыки вся эта фанаберия скорее отвлекает, мало что предлагая взамен. И Лепаж (учитывая, что художник на проекте работал отдельный) тут, похоже, больше использован как бренд, чем как самодостаточный творец.

Читать оригинальную запись

Читайте также: