Театр на воде

Театральная секция биеннале современного искусства в Венеции.

Биеннале современного искусства проходит ежегодно на берегах уходящей под воду Венеции, в этом году это будет 54 раз, когда на узких улицах, пересекающихся с водными каналами и средневековыми мостами, соберутся лучшие представители разнообразных арт-направлений: от кино — до архитектуры. Длится биеннале около трех месяцев и состоит из множество секций. Театральная секция по традиции открывается в начале последнего летнего месяца, а именно 1 августа и завершится 11.

42nd International Theatre Festival, Venice

Куратором театральной программы по прежнему остается Алекс Ригола — известный испанский режиссер, возглавляющий театр «Ллиуре» — барселонскую мекку нового, инновационного театра, работающего с современными технологиями и новой драматургией. Итальянцам он известен по шекспировской трилогии «Юлий Цезарь», «Тит Андроник» и «Ричард III», которые были показанные ранее в Италии. В России же режиссер малоизвестен, хотя среди европейской публики он дано признан как один из интереснейших художников последнего десятилетия. По мнению итальянской прессы в этом году ему удалось собрать по-истине интригующую программу, включающую новые работы Анхелики Лидделл, Томаса Остермайера, Кристиана Люпы, Дэвид Эспинозы и многих других. В основу программы лег объемный проект «Театральный колледж», за несколько месяцев до начала биеннале были объявлены открытые конкурсы на участие в воркшопах и мастер-классах известных режиссеров, результатом которых станет участие молодых артистов и танцоров в фестивальных показах. Основной уклон биеннале этого года — классика, а именно Шекспир, в одном из интервью Ригола признался что это столкновение мощной литературной традиции, крупнейших театральных мастеров и молодого поколения для него является чрезвычайно важным, выстраивающим уверенную перспективу и задел на будущее для всех участников данного эксперимента. Предполагается так же лаборатория молодых критиков, чьи работы посвященные биеннале, будут опубликованы в газете La tempesta.

Важной частью фестиваля станет награждения традиционными «Львами»: «Золотой лев» за вклад в развитие театра получит ставший уже классиком итальянской сцены Ромео Кастеллучи, а «Серебренный» за инновации в театре испанка Анхелика Лидделл — актриса, писательница, режиссер «южного театра жестокости».

Откроет фестиваль мировая премьера спектакля Алекса Риголы «El polícia de las ratas» («Крысиная полиция»), главный герой которого детектив Пепе эль Тира расследуя преступления серийного убийцы попадает в кафкианский мир испанских трущоб. Спектакль поставлен по мотивам рассказов чилийского поэта Роберто Боланьо «Невыносимый гаучо». Так же в день открытия состоится концерт Уте Лемпер, танцовщицы Мориса Бежара и Пины Бауш, известной своим сотрудничеством с Майклом Найманом и Ником Кейвом, в этот раз Лемпер исполнит зонги Бертольда Брехта и песни Курта Вайля.

Пять режиссеров представят в рамках щекспировской лаборатории, результаты которой будут показаны под лаконичным названием «Шекспир», пять коротких спектаклей, посвященным разнообразным персонажам великого трагика. Наиболее радикальная история ожидается от Анхелики Лидделл, не случайно ей для постановки выбрана история Лукреции — болезненное расследование феномена жестокости и насилия, направленного против женщин — тема для Лидделл органичная, не случайно на родине критика характеризует творчество режиссера, как мучительные поиски смысла через «бунт и боль». Помимо истории Лукреции Лидделл привозит в Венецию версию «Ричарда III» — один из самых жестоких и тревожных портретов власти. Радикально переписанный монолог, Лидделл представит на сцене сама, обличая преступления, бессмысленность и разрушительность войн, страдания, геноцид, диктатуру и империализм.

Так же в составлении мозайки шекспировских персонажей примет участие и Кристиан Люпа, одна из знаковых фигур для современного театра не только Польши, но и Европы в целом. С молодыми артистами Люпа подготовит один из монологов Гамлета. Так же на фестиваль привозят его спектакль 1996 года «Риттерь, Дене, Фосс» по пьесе австрийского прозаика Томаса Бернхарда, спектакль посвящен исследованию распада логических цепочек и механизмов человеческой психики, главные действующие лица — две сестры и философ брат, выбравший путь безумия. Это одна из самых успешных и долгоживущих работ режиссера.

Шотландскую трагедию «Макбет» выбрал для себя Клаудио Толкачир — актер, сценарист и один из ведущих молодых режиссеров Аргентины, сознательно отрицающий для себя все вспомогательные средства театра, будь то сценография или свет: «Театр представляет собой сложный процесс, механизмы должны оставаться незамеченным. Театр это прежде всего — актеры». Помимо лабораторной постановки отрывка из «Макбета» можно будет увидеть один из наиболее громких спектаклей Толкачира «El viento en un violín» (Ветер в скрипке), показанный уже в более чем 30 странах. В основе сюжета работы Токачира — гомосексуальная пара, во что бы то ни стало решившая завести ребенка и молодой человек, угнетаемый собственной матерью. Через тонкий, трагикомичный анализ отношений внутри общества, охваченного кризисом, Токачиру удается передать хрупкость и нестабильность гланой жизненной ценности — любви.

Автор неоднозначных и радикальных интерпретаций Шекспира Томас Остермайер организует мастерскую для молодых артистов и режиссеров под названием «Re-directing the Classics», которая так же будет сконцентрирована на текстах Шекспира, а так же покажет одну из своих последних работ «Враг народа» Генрика Ибсена, по признанию Остармайера его интерес к драмам Ибсена не случаен, они невероятно актуальны сегодня и являются «символами экономической доминанты в обществе, победы буржуазного над общечеловеческим», так почти забытая история доктора Штокамана повествует о борьбе совести и необходимости выжить, осложненную семейным конфликтом, противостоянием истины и силы.

Порадует зрителей и Деклан Доннелан, в Венеции будет показан его «Король Убю», поставленный режиссером с французскими артистами. А британский анархист Тим Крауч, известный в России по проекту «Я, Мальволио», показанный на «Сезонах Станиславского» в 2011 году, подготовит пять монологов второстепенных персонажей Шекспира (Банко, Цина, Калибан и другие), посвященных природе власти и насилия. Ромео Кастеллучи, итальянский бунтарь, сумевший возродить в театре его архитектурную и живописную природу, так же проведет серию семинаров под общим названием «О смысле», в семинаре примут участие 12 стажеров, результаты этой лаборатории так же можно будет увидеть в рамках фестиваля. Семинар Алвиса Херманиса будет посвящен анализу, адаптации и интерпретации классики.

Это далеко не вся программа, основа которой будет построена непосредственно на живом лабораторном процессе, предшествующем основной программе. Пожалуй именно результаты работы метров с молодыми артистами — наиболее любопытная и ожидаемая зрителями часть театральной секции — ведь не случайно эмблемой фестиваля уже не первый год становится колба, в которой по всей видимости и должен произойти волшебный замес традиции и новаторства.

Полный календарь театральных событий биеннале можно посмотреть по ссылке http://www.labiennale.org/en/theatre/program/calendar.html.