Сезон 2012/2013. Итоги

Событие сезона«Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта – Пауля Дессау, реж. Юрий Бутусов, Театр им. Пушкина

Спектакль сезона«Участь Электры» Юджина О’ Нила, реж. Алексей Бородин, Российский молодежный театр
Режиссер сезонаЮрий Бутусов («Добрый человек из Сезуана» и «Макбет. Кино» в Театре им. Ленсовета, Санкт-Петербург). Режиссер, по-моему, совершил колоссальный скачок вперед. И если «Сезуан» — свидетельство первоклассного мастерства, то «Макбет» — окно в будущее театра.
Лучшая женская рольАлександра Урсуляк, Шен Те, «Добрый человек из Сезуана»; Мария Рыщенкова — Винни, «Участь Электры»; Светлана Брагарник — Лида, «Страх» Любы Стрижак, реж. Влад Наставшев, Гоголь-центр

Лучшая мужская рольАлексей Вертков, Веничка, «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, реж. Сергей Женовач, СТИ

Лучший ансамбльСофья Райзман, Александр Паль, Олег Ребров, Руслан Братов в спектаклях ТЮЗа «Лейтенант с острова Инишмор» Мартина Макдона, реж. Александр Суворов и «Четырехногая ворона» Даниила Хармса, реж. Павел Артемьев, и в спектакле «(Самый) быстрый способ бросить курить» Михаила Дурненкова, реж. Александр Суворов
Лучший дуэтВасилий Симонов, Ленский и Виктор Добронравов, Онегин в спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова; Виктория Исакова, Надя и Никита Кукушкин, Тюха, «Братья» Михаила Дурненкова, реж. Алексей Мизгирев, Гоголь-центр
Лучший дипломный спектакль«Это тоже я», шеф-драматург Андрей Стадников, мастерская Дмитрия Брусникина, Школа-студия МХАТ
Мужская роль второго планаАлександр Матросов — Ванг, «Добрый человек из Сезуана»; Алексей Кудинович — Робинзон, «Бесприданница» Александра Островского, реж. Юрий Соломин и Эдуард Марцевич; Юрий Шлыков — Князь, «Евгений Онегин»; Михаил Тройник — Глеб, «Страх»
Женская роль второго планаИрина Выборнова — Хозяйка, «Братья»
ХореографАнна Абалихина, «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, реж. Кирилл Серебренников, Платформа

Лучший документальный спектакль «Акын-опера», продюсер Всеволод Лисовский, Театр.doc
Лучший детский спектакль«Майская ночь. Спектакль с закрытыми глазами» Николая Гоголя, реж. Каролина Зерните, Московский театр кукол
Художник сезонаСтанислав Бенедиктов — «Участь Электры»; Алексей Кондратьев — «Небесные странники» Аристофана и Антона Чехова, реж. Марк Захаров, Ленком
Эксперимент сезона«Shoot / Get / Repeat» Марка Равенхилла, реж. Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Александр Вартанов, Театр Post, Санкт-Петербург

Дебюты сезонакурс Кирилла Серебренникова в спектаклях Гоголь-центра; спектакль Глеба Черепанова «Прошу слова» в Боярских палатах СТД РФ
Театр сезона Гоголь-центр. 7 премьер с февраля по июнь, не считая образовательных акций и полного обновления театра.
Радость сезона – выставка «Реконструкция шума» в Политехническом музее
Театральная книга сезонаСергей Стахорский. Театральная культура Древней Руси

Новая площадкаБоярские палаты СТД РФ
Прорыв сезона«Серсо» Виктора Славкина, реж. Владимир Агеев, Другой театр
Откровение сезона – поездка в Зеленоградский театр «Ведогонь» («Васса», реж. Анатолий Ледуховский) и Новый драматический театр («С вечера до полудня», реж. Вячеслав Долгачев)
Позитив сезона – решенный вопрос о переходе на контрактную систему

Потрясение сезона — недюжинная забота министерства культуры Красноярского края о своих театрах

Личное достижение – Лекции, еще больше лекций, в три раза больше лекций. Проект для молодых критиков «StartUp». Начал писать книгу о послевоенной русской драматургии «От Розова до Богославского»

Личное потрясение Лаура Пицхелаури в спектакле Юрия Бутусова «Макбет. Кино»

Премия сезона – «Золотая Маска» — петербургским спектаклям «Антитела» и «Ленька Пантелеев». Возвращение Петербургу статуса столицы русского театрального авангарда.
Кино сезона«Жить», реж. Василий Сигарев, «Artist is present. Марина Абрамович», «Боб Марли. Exodus».

Поездка сезонаШанхай, Новосибирск (два дня в «Глобусе»), Норвегия, Красноярск, Овсянка, Шарыпово, Елец

Герой сезонаКирилл Серебренников как глава Гоголь-центра и Андрей Могучий как глава БДТ
Антигерой сезонаВладимир Мединский, Елена Ямпольская

Катастрофа сезона – закрытие Он.Театра в Санкт-Петербурге и нулевая реакция культурных властей города на событие

Беда сезонапожар в ГИТИСе, травля Петербургского театрального журнала

Неудача сезона«Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, реж. Жорж Лаводан, Малый театр; «Снегурочка» Александра Островского, реж. Алексей Кузьмин-Тарасов, Театр им. Ермоловой; «ГенАцид» Всеволода Бенигсена, реж. Кирилл Вытоптов, Современник

Разочарование сезонаЕгор Перегудов («Скупой» в РАМТе и «Горячее сердце» в «Современнике»). Трудно понять молодого режиссера, тратящего силы на то, чтобы стать новой Ниной Чусовой.
Профанация сезона«Толстой – Столыпин. Частная переписка» Ольги Михайловой, реж. Владимир Мирзоев, Театр.doc
Глупость сезонаНагорная проповедь как решение всех проблем в финале «Страха и нищеты в Третьем рейхе» Бертольта Брехта, реж. Александр Коручеков, Театр п/р О. Табакова

Позор сезона – Выживание Александра Огарева из Краснодарского театра драмы. Увольнение Валерия Райкова с поста директора Саратовского ТЮЗа.
Инерция сезона – Удручает всеядность «Ленкома», внезапно вспомнившего, что надо к сотрудничеству все-таки приглашать режиссеров со стороны. Эта всеядность и отсутствие внятной концепции будущего дают странные формы – от банальнейшей антрепризы до спектаклей, явно выпадающих из времени. Всё кажется случайным.
Тихий ужас сезона«На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, реж. Владимир Мирзоев, Театр на Таганке как свидетельство распада и деморализации труппы.

Печаль сезона – неудачи и полуудачи Театра им. Маяковского

Скандалы сезона – Передача СТД РФ части Дома ветеранов сцены имени М. Савиной в Петербурге ветеранам госслужбы. «Зайцевский» скандал с Кириллом Серебренниковым.

Антирегион сезонаБарнаул как средоточие бездарности культурного руководства.

Ложь годаНиколай Губенко, объявляющий о том, что Юрий Любимов хотел сделать из Театра на Таганке «коммерческий театральный центр с ресторанами».

Тенденция сезона – Смены худруков – несовершенно, но бесконечно увлекательно. Повсеместное свертывание либеральных реформ. Превращение многих культурных изданий в рупоры правой идеи. Церковно-моралистическая атака на театр. Призрак цензуры. Появление и культивирование термина «спектакли нравственно-добродетельной тематики». В области экспериментального направления развития театра явилась довольно важная тенденция. С середины 1990-х, с развитием драматургического движения в стране стало казаться, что театр будет реформироваться исключительно через слово, через драматургов. Театральные свершения последних лет говорят о том, что драматурги действительно разбудили потребность в театральном эксперименте, но сегодня в игру вступили новые сценографические и постановочные технологии. Работы молодого поколения режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Николай Дрейден, Юрий Квятковский, Семен Александровский, Борис Павлович и другие) и сценографов (ученицы Крымова, Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов и др.) сегодня интересны и перспективны.

Утраты – Петр Фоменко, Марина Голуб, Андрей Панин, Валерий Золотухин, Илья Ильин, Ольга Эннс, Ольга Радищева, Владимир Чигишев, Александр Суворов

Событийные спектакли за пределами Москвы«Человек-подушка», реж. Ирина Зубжицкая, театр Zooпарк, Нижний Новгород; «Потрясенная Татьяна», реж. Борис Павлович, Театр драмы Шарыпово, «Гамлет», реж. Александр Огарев, Краснодарский театр драмы; «Макбет», театр Titowak (Иран), «Толстая тетрадь», реж. Алексей Крикливый, «Август. Графство Осейдж», реж. Марат Гацалов и «Чук и Гек», реж. Полина Стружкова, Новосибирск, театр «Глобус», «Мулла» и «Однажды летним днем», реж. Фарид Бикчантаев, Национальный театр драмы им. Камала, Казань; «Дом Бернарды Альбы», реж. Евгений Марчелли, Ярославский театр драмы; «Фауст», реж. Роман Феодори, Тверской ТЮЗ, «Путешествие Алисы в Швейцарию», реж. Олег Рыбкин и «Жанна», реж. Никита Рак, Красноярский театр драмы; «Снежная королева» и «Подросток с правого берега», реж. Роман Феодори, Красноярский ТЮЗ; «Маленькие деньги» и «Русский и литература», реж. Евгений Ланцов, Русский театр, Абакан; «Осенняя скука», реж. Артем Терехин, Мотыгинский театр драмы; «Дураки на периферии», реж. Михаил Бычков, Камерный театр, Воронеж; «В добрый час», реж. Иван Стрелкин, Русский театр, Таллинн, «Город снов», реж. Кристиан Люпа, ТР Варшава; «Человек-подушка», реж. Дмитрий Удовиченко, Русский театр, Ижевск; «Облако-рай», реж. Вячеслав Тыщук, Театр драмы, Лысьва; «Зойкина квартира», реж. Анатолий Праудин, Пятый театр, Омск; «Географ глобус пропил», реж. Елена Невежина, Пермский Театр Театр

Театральный Петербург«Коварство и любовь», реж. Лев Додин, МДТ; «Кукольный дом», реж. Юрий Квятковский, Приют комедианта, «Литургия Zero», реж. Валерий Фокин и «Муха», реж. Олег Еремин, Александринский театр, «Король умирает», реж. Алексей Слюсарчук, «Особняк»

Новые пьесы«Жанна» Ярославы Пулинович, «Тихий шорох уходящих шагов» Дмитрия Богославского, «Маскарад маскарад» Михаила Угарова, «Ба» Юлии Тупикиной, «Смерть Брежнева» Константина Костенко, «Who is absent today?» Юлии Поспеловой, «Адина и Авим» Александра Югова

Посмотрел 227 спектаклей живьем.

Читать оригинальную запись

Читайте также: