Альтернатива

В качестве альтернативы к «Леди Макбет Мценского уезда», которую ставят просто пачками в российских театрах, готов все-таки напомнить о том, что есть несправедливо забытая пьеса Писемского «Горькая судьбина», которая вполне годна для современного проката и вообще роскошная альтернатива еще и «Грозе», которая ставится не реже. И еще позвольте напомнить о повести Евгения Замятина «Наводнение» (1929), которую хорошо бы было какому-нибудь крупному драматургу, вроде Пулинович, сделать пьесой. Это пышная, невозможно красивая история крестьянки, ставшей в революцию петербурженкой, мучающейся неродами. Образная система построена на теме воды, наплыва, водоворота, истечения, потока. Петербургское наводнение 1924 года, залитый водой Васильевский остров, поток революционной воды, церковное обновленчество, вода истории, смешивающая людей, пространство, время, сдирающая их с земли. Наводнение, революция, всемирный потоп истории пробуждают сексуальность, чувственность людей. Софья убивает молодую соперницу, с которой начинает жить муж, желающий детей, и течение крови из тела юной Ганьки пробуждает «воды» внутри уже ставшего остывать тела Софьи. Софья быстро беременеет, словно бы освободившись — через убийство — от  болезни неродов. Одним словом, у Замятина образная система построена на очень мощном ощущении телесности жизни, правоты тела, права тела. Ну и так далее. Очень красивая и страшная, сермяжная история, которая бы очень сгодилась именно молодой режиссуре. Взгляните драматурги — без вас повесть не поднять, там диалогов мало.

Читать оригинальную запись

Читайте также: