«Таланты и поклонники» театр им. Маяковского, 12 мая 2013

Стены много значат — в Маяковке, несмотря на неудобства зала, мне было уютно всегда: и при Гончарове, и при Арцибашеве, и при Карбаускисе теперь тоже… Хотя сначала и непривычно: протестантская сценография спектакля, коричневый колорит, аскетичное музыкальное сопровождение — в сочетании с люстрой, старорежимными балконами и бабушками-капельдинерами. Но привыкаешь быстро: спектакль тему держит. Тому способствуют традиционные театральные символы: занавес, сценический круг, рабочие в комбинезонах, вечные букеты в вёдрах, вечный пьяный трагик… А задники, ободранные до кирпича и ассоциативно связанные с тюремными стенами, мы уже перевидали; как и артисток в простых платочках ( и тут же — в кринолинах).

Удивительно хорошо вписалась в стиль режиссёра, как будто всю жизнь так играла, Светлана Немоляева. Её Домна Пантелевна — главная актёрская удача спектакля, и Маску она уж точно получила не за прошлые заслуги, а за самые настоящие.

Ирина Пегова в роли Негиной, конечно, борозды не испортила, но по совести сказать, как узнала я её лет 10 назад в "Дяде Ване", такова она и здесь: девичья искренность и беготня по сцене — это лучшее в ней (или просто Карбаускис её "так видит").

Михаил Филиппов мне не достался, а из Лобоцкого сахарозаводчик очень условный (по мне, так никакой). Лобоцкий — интересный мущщина, один из наших доморощенных аленов делонов, вот и выглядит его Великатов, как модный и хорошо зарабатывающий актёр, медийный персонаж, такие обычно актрис не опекают. На другого красавца — Костолевского — смотреть приятно, и не только по старой памяти, но и из-за самоиронии, с какой он играет (так и хочется припаять ему заодно с Немоляевой восторженное: сразу видно старую школу!)

С финалом — беда, причём традиционная для современных постановок Островского. Кажется, поставлена уже логическая точка, красиво поставлена (герой, вызывающий наибольшую симпатию, или пошёл в сад вешаться, или в кабинет умирать от удара, или, как здесь, роскошно уехал на рояле-паровозе), тут бы и закончить — но оставшиеся зачем-то строятся в мизансцену и говорят банальности. И то, что произносить финальную речь, досталось любимому мною Спиваковскому, ничего не меняет. В этом спектакле вообще много тонкого, лежащего за пределами внешнего сюжета, но есть и некоторая прямолинейность, которая в условиях Маяковки больше режет глаз, чем в РАМТе. В целом же — очень хорошо; срабатывает эффект накопления впечатлений, спектакль сперва постепенно затягивает, а потом держит, я это люблю.

Читать оригинальную запись

Читайте также: