От идеального мужа до врага народа

Спектакль – «Враг народа».
Режиссёр – Никита Кобелев
Театр – Московский театр им. Маяковского.

В интервью журналу «Филолог» за 2005 год № 6 известный театральный режиссёр Владислав Борисович Пази (1945 — 2006) сказал:

«Я считаю, что публицистический театр сейчас – пока, во всяком случае, – не востребован. Я в свое время им занимался достаточно много. Когда у нас началась перестройка, я отдал этому дань. Сейчас этим занимается журналистика, с театра эта функция снята. Если у нас отберут не только телевидение, если и другие каналы нормального функционирования идей закроются, тогда придется опять театру брать на себя эту функцию, как в советские времена. И театр ее выполнит, как и тогда. Театр к этому приспособлен. Но пока, мне кажется, в этом, слава богу, необходимости нет.»

Молодой режиссёр Никита Кобелев со своей молодой командой в 2013 году опровергает мнение именитого режиссёра и говорит, что пришло время публицистического театра. До премьеры спектакля «Враг народа» в Маяковке зритель города Москвы наивно полагал, что публицистический театр – это спектакль К.Богомолова «Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. А.П.Чехова, куда сейчас невозможно попасть. Сегодняшний зритель очень сильно заблуждается в самом понятии и предназначении публицистического театра.

Враг народа - театр им.В.Маяковского

Проводить сравнительный анализ двух спектаклей не имеет смысла. Они совершенно непохожие, да и направлены на разную аудиторию. Пока. А вот вернуться к этому разговору через год или два, было бы интересно. Останутся ли они в репертуаре театров через год или два? Произойдет ли возрождение публицистического театра? Готов ли сегодняшний зритель к публицистическому театру? Говоря понятно и ясно должно произойти то, что сегодняшний зритель (общество) должен переметнуться от спектакля «Идеальный муж. Комедия» к спектаклю «Враг народа», т.е. от китч-театра к театру – публицистическому, художественному и осмысленному. Мне, почему в это не вериться, а хотелось бы. Но, увы, наше общество еще не созрело, пока нужны только зрелища. Время спектаклей «Говори…», «Статья», «Диктатура совести», которые были в 90- е годы прошлого века ещё не пришло.

Что сам спектакль? Пьеса Генрика Ибсена изрядно осовременена драматургом Сашей Денисовой. От Генрика Ибсена практически ничего не осталось. Только структура пьесы и герои. Назван спектакль экологической катастрофой в двух действиях. По сюжету мэр города-курорта Петер Стокман (Игорь Костолевский) любыми средствами пытается скрыть причины экологической катастрофы курортного источника. Вода в источнике отправлена. В противовес ему родной брат, курортный врач, доктор Стокман (Алексей Фатеев) пытается раскрыть городу правду о причинах курортной катастрофы, а также предлагает свой план переустройства курортного источника. Долгосрочный план доктора естественно не устраивает мэра города. Мэр, чиновники, бизнес чиновников тогда лишаться прибыли, а это не в их принципах. Лучше продавать людям отравленную воду (травить людей), чем лишать себя живых денег. На лицо противостояние власти и человека. Противостояние лучших человеческих принципов и принципов грязных, подлых. Против доктора выдвинуты все силы: чиновники, мэр, СМИ, бизнес и те, кто зависим от власти. За доктора только семья.

Враг народа - театр им.В.Маяковского

Саша Денисова очень чутко уловила пульс сегодняшнего времени. Пульс – противостояния. Диалоги и монологи героев прямо из нашей жизни. Одно обращение доктора с прямой речью в зал дорогого стоит. Очень правдиво и смело. Зритель на спектакль реагирует по-разному. На премьере одна публика, после премьеры будет другая, менее подготовленная или более подготовленная. Сейчас зритель в большинстве своем после просмотра спектакля пока находится в некотором недоумении. Как реагировать на все это?

Враг народа - театр им.В.Маяковского

Безусловна, очень интересна сценография спектакля. Заслуживает отдельной благодарности. Телевизор в телевизоре. Большой во всю сцену, а внутри маленький. И в большом телевизоре, и в маленьком происходят действия спектакля. Телевизор тут, как зомби ящик. Метод пропаганды и зомбирования населения. Из него зритель видит ток-шоу с мэром, интервью с мэром. Происходит отелевизирование населения города-курорта.

Таков, наверное, сегодня публицистический театр. Возможно, произошло некое рождение такого театра. Какой он будет, через год или два? Все зависит от общества. Молодёжь свое слово в лице Никиты Кобелева и его команды сказало.

Сознательно не говорю об актёрских работах. В публицистическом театре актерам играть не надо.

Фотографии Люлюкина Евгения. http://wingwave.ru

Читать оригинальную запись

Читайте также: