КИНОСПЕКТАКЛЬ № 2

Гоголь-центр | Спектакль: Идиоты

Спектакль – «Идиоты»
Режиссёр – Кирилл Серебренников
Театр – «Гоголь – центр»

Спектакль «Идиоты» режиссера К.Серебренникова это уже вторая премьера на большой сцене Гоголь-центра по мировой киноклассике. В основу спектакля положен фильм Ларса фон Триера «Идиоты», вышедший на экраны в 1998 году. Пьесу на основе киносценария написал драматург Валерий Печейкин. Действие пьесы, как и действие первого спектакля «Братья» Гоголь-центра по мировой киноклассике, перенесено в современную Москву.

Спектакль ждали все. Ведь это первая постановка художественного и идейного руководителя Гоголь-центра К.Серебренникова. Разбирать и оценивать её будут с особым пристрастием, досконально и въедливо. Но, в одном сойдутся точно, что спектакль К.Серебренникова будет одним из главных событий блеклого театрального сезона 2012/2013 в Москве. О нем, безусловно, будут спорить, говорить, дискутировать и писать. Незамеченным спектакль не останется.

«Идиоты» стопроцентный киноспектакль. Действие спектакля сквозное, без остановок и перерывов (спектакль идет 3 часа без антракта). Как и в спектакле «Братья», как таковой сцены в привычном её понимании не существует. В большом зале Гоголь-центра, напротив существующего амфитеатра, где зрители сидят на подушках, сооружен второй амфитеатр, с более комфортабельными условиями просмотра спектакля, т.е. установлены стулья со спинками. Между амфитеатрами сцена, которая представляет собой абсолютно открытое пространство, как экран в зале кинотеатра. Действие спектакля может происходить в одном или нескольких местах сценического пространства, что, несомненно, повышает зрительский интерес к происходящему на сцене действию. Из декораций только офисного типа столы и стулья, да и переносная клетка, которая будет местом в суде, автобусной остановкой, комнатой. На сцене паркет. Расстановку декораций при смене направления действия спектакля осуществляют сами актёры. Место действия обозначают условно изолентой на паркете, будь то бассейн, квартира, дорога, зал суда и.т.д. Переодеваются (готовятся к новой сцене) актёры прямо на сцене. От всего это создается ощущение документальности и условности, а если быть точнее, то в какой-то мере соблюдается принцип применения манифеста «Догмы 95» в театре. Принцип манифеста «Догмы 95» запрещает использование разнообразных технических эффектов (свет, камера, музыка, микрофоны), которые бы сильно искажали восприятие зрителя. Все должно быть естественным и натуральным. Во время съемок фильма режиссёр Фон Триер объяснял актёрам, что от них требуется не играть на камеру, а существовать перед камерой. Как известно, соблюсти требования манифеста «Догмы 95» в кино на все 100 % не удалось, равно как и в театре. Но, эксперимент по переносу требований манифеста «Догмы 95» в театре можно считать удавшимся, хотя и не на все 100 %. В спектакле присутствуют основные постулаты манифеста: импровизация, естественность, натуральность и документальность.

Идиоты - Гоголь-центр

Спектакль получился многогранным. Спектакль зацепит и взволнует каждого. Кто-то задумается, кто-то плюнет, кто-то уйдет со спектакля, кто-то найдет ответы на заданные себе вопросы, а кто-то вообще не пойдет его смотреть. В том то и вся изюминка спектакля, что каждый из зрителей найдет в спектакле что-то своё.

К.Серебренников искусный, квалифицированный и артистический провокатор. Грамотно, как кукловод, он провоцирует публику, той или иной сценой. Одновременно умело и красиво одной рукой доводит публику до опустошения, отвращения, безумия, а другой поднимает ее до высшего блаженства, наслаждения, счастья и полной гармонии. Не всякий зритель это выдерживает и понимает. Есть те, кто покидают спектакль во время действия.

Группа молодых людей живет в квартире современной Москвы, занимается лишь тем, что притворяется идиотами, калеками, недоразвитыми, тем самым провоцирует общество на прочность, толерантность, терпимость. Милая незатейливая игра в идиотов (найти в себе «внутреннего идиота») в современное время столкнула группу молодых людей с другой глобальной и катящейся в пропасть проблемой общества. Чем больно наше общество сегодня? Где толерантность и терпимость по отношению к каждому из членов нашего общества? Произошло столкновения систем и взглядов. Из милых идитов, которые хотели всего на всего внутренней свободы себе и каждому человеку из общества, они превратились в политических противников существующей системы. Игра в идиотов закончила. Испытание на прочность каждого из членов группы заканчивается плачевно. Кто-то сядет в тюрьму, кто-то сойдет с ума, кто-то погибнет. Кто они идиоты сегодняшнего дня, задают вопрос авторы спектакля?

Идиоты - Гоголь-центр

Ошеломляет искренний и неподдельный конец спектакля. Героиня Оксаны Фандеры, которая по пьесе является больше наблюдающим, запутавшим человеком из современного общества, чем идиотом из группы, исполняет танец «Умирающего лебедя» совместно с артистами из «Театра простодушных». Зрители искренне и честно аплодируют артистам с синдромом Дауна со слезами на глазах. Известно, что люди с таким синдромом обладают такими человеческими свойствами, как искренность, доброта, любовь, отзывчивость, открытость. Других аплодисментов не будет. На этом всё.

Так, кто они идиоты современного общества?

Идиоты - Гоголь-центр

Фотографии с сайта Гоголь-центра.

Читать оригинальную запись

Читайте также: