Грани разумного

«WOO ZOO»
режиссёр-педагог Олег Глушков, мастерская Сергея Женовача, 4 курс режиссёрского факультета, ГИТИС

Никогда не видела в 39-й аудитории режиссёрского факультета столько народу на стенах: аншлаг. Овации не только в финале, но и перед началом спектакля: люди явно знали, на что шли:) По такому приёму я предвкушала нечто более драйвовое и менее тонкое, чем то, что увидела на самом деле. Но представить наперёд, предугадать такое зрелище невозможно.

Woo Zoo - РАТИ-ГИТИС

Что-то происходит с мастерской Женовача, какая-то смена парадигмы, революция метода. Могли ли вы себе представить прежде, что в спектакле мастерской Фоменко или Женовача будут действовать люди в зоологических масках или, скажем, солнцезащитных очках с чёрными стёклами? Какой уж тут психологический театр – без лица?

И в самом деле, фантастический оказался спектакль! И в буквальном смысле тоже. Объявленный режиссёром жанр – лаборатория исследования танца – не соответствует действительности в силу излишней скромности формулировки. Название «Woo Zoo» – тоже мистификация, непереводимая игра слов, не имеющая референта в реальной действительности (Google при поиске картинок распознаёт его как «зоопарк»). Его смысл кристаллизуется и воспринимается на уровне ауры: Woo Zoo – это нечто, возникающее из напластования жанров, на стыках ожидаемого и реального, которое всегда внезапно, всегда застаёт врасплох. Это мгновенная вспышка, искра, высекаемая из столкновения различных чувственных вибраций, молния, проскакивающая между слов и не улавливаемая радарами рацио. В частности поэтому никакая фотография не передаёт «фишки» этого спектакля, которая рождается из сопоставления, рядоположности жестов, разнесённых во времени, на переходе от одного элемента к другому.

«Woo Zoo» – это исследование границ реального и воображаемого, приличного и скандального, стереотипного и неожиданного. Трудно сказать, на что это похоже, а пересказать невозможно вовсе: истории как таковой нет. У подруги, с которой мы вместе ходили, возникла ассоциация с жанром SketchBook, а я зачем-то вспомнила фильмы братьев Маркс, но более логичной была аллюзия к фильму ЭттОре Скола «Бал». Впрочем, и она в меру фантастическая – вроде вчерашней переклички постановки Как важно быть серьёзным Игоря Яцко с фильмом «Покровские ворота»: тоже субъективной, но возникшей у нас обеих.

Всю дорогу меня не покидало ощущение, что главной темой этого спектакля было показать, каким неожиданным, нестандартным может быть любое движение: войти, выйти, сесть на стул, повернуть голову и т.д. Не говоря уже о решении каких-то сюжетных мотивов: обратить на себя внимание, пригласить на танец, пофлиртовать, разбиться на пары. Каждую секунду можно было ловить себя на том, что не знаешь, что будет в следующий момент, и никак не ожидал того, что только что увидел.

Если я правильно поняла, в спектакле занят весь курс – шестнадцать человек (тут должен был бы идти длинный список фамилий участников, всех до единого, с восклицательным знаком на конце:), и в самом деле, такой жанр с большой пользой для себя мог бы себе позволить любой актёрский, актёрско-режиссёрский курс. Правда, для аналогичного успеха надо было бы клонировать Олега Глушкова, но сама по себе задача придумать спектакль, который бы от начала до конца состоял из непредсказуемых поворотов сюжета, вполне достойна учебного плана театрального вуза. Слов в спектакле практически нет, но и танец понимается здесь предельно широко – как любое движение, как движение вообще. Серия пластических миниатюр, которые с тем же правом могли бы быть названы психологическими этюдами; зарисовки на лирические и бытовые темы, тяготеющие к театру абсурда. Спектакль необыкновенно смешной; никто не хохочет, но все улыбаются – с первой до последней секунды. У меня даже мышцы лица заныли от этой продолжительной, в час с небольшим, улыбки. Но я не в обиде:)

Woo Zoo - РАТИ-ГИТИС

Читать оригинальную запись

Читайте также: