«Заполярная правда» Ю.Клавдиева, «ON.театр» в «Доке», реж. Семен Александровский

Номинально «Заполярная правда» — это упоминаемое в тексте название местной газеты, где сообщают о случае гибели четырех вич-инфицированных молодых бомжей при штурме самовольно занятого ими жилища, при котором обитатели брошеного дома оказали неожиданное сопротивление из самодельного огнестрельного оружия. При этом понятно, что имеется претензия на то, будто герои пьесы несут некую «заполярную», «запредельную» правду, о коей большинство не подозревает. Однако та «правда» мне не показалась новой, лет пятьдесят как минимум современная культура возводит маргинала на пьедестал, объявляет его сегодняшних дней Заратустрой — на самом деле, конечно, не пятдесят, а веками, просто начиная с конца 1950-х годов этот прием, если рассматривать его как художественный прием, а не как мировоззренческую платформу, превратился в штамп. В спектакле Александровского точно уловлены ритм и мелодика «документальной» пьесы Клавдиева и в соответствующих эпизодах артисты прекрасно их передают, но помимо таких эпизодов есть другие, и когда речь идет о бытовых, социальных трудностях вич-инфицированных Заполярья (материал для пьесы собран в Норильске), это если не с художественной, то с какой-то другой немаловажной точки зрения может заслуживать внимания. Но когда формально любопытные евангельские аллюзии Клавдиева подаются как откровение, без всякой иронии — мне становится не то что не по себе, а просто скучно. Размышлять в том духе, что героин — это, пожалуй, и не особенно хорошо, ежели им злоупотреблять, а все-таки, по большому счету, маргиналы как никто приближаются к той самой «заполярной правде» успешнее всех прочих, и ВИЧ тому не мешает, даже косвенным образом способствует — и неубедительно, ну и, честно сказать, не ново.

Читать оригинальную запись

Читайте также: