Если ты не обгоняешь время, то время обгонит тебя

Итак, «Гоголь–центр» открыт спектаклем «00:00». Точка отчёта пройдена. Теперь, я думаю, самое время провести анализ того, что же послужило толчком к созданию «Гоголь-центра». Тем более, я имею на это полное право, так как я ходил в театр имени Гоголя на протяжении 25 лет. Мной просмотрены практически все спектакли театра имени Гоголя, что, безусловно, отличает моё мнение от многих других, которые в «слепую» не видя многих спектаклей, высказывали свою точку зрения о спектаклях и творческих периодах театра.

Напомню, что 07 августа 2012 года произошла смена художественного руководителя и директора театра. Вместо Сергея Яшина, который руководил театром 25 лет, был назначен Кирилл Серебренников.

К произошедшей ситуации можно относиться по-разному. Да, сменился художественный руководитель и директор театра. С одной стороны можно пожалеть актеров, пожалеть Сергея Яшина, пожалеть бывшего директора, пожалеть бывшего главного художника театра и.т.д. А другой стороны можно ругать актёров, ругать Сергея Яшина, ругать бывшего директора, ругать бывшего художника. Но, стоп. Это всё эмоции. Надо трезво посмотреть на ситуацию. Положение с театром имени Гоголя – это воистину лицо сегодняшнего репертуарного театра в большинстве случаев. Репертуарный театр в современной России нуждается в очень серьёзной реконструкции. Спросите меня, в какой реконструкции? Ответ — я не знаю. Я могу только догадываться и предполагать. А художественным руководителям (главным режиссёрам) надо экспериментировать, идти методом проб и ошибок, наверное, то, что нужно было делать Сергею Яшину и его творческому коллективу.

То, что репертуарный театр надо сохранить, как достоянное России – это железный факт. Тогда как должен функционировать и развиваться репертуарный театр в современной России? Пока однозначного ответа нет. Мы все находимся в поиске. Мы – актёры, режиссёры, критики и зрители. Все люди, кто имеет хоть какое-то отношение к театру. Да, сейчас есть разнообразные примеры развития репертуарного театра. В Москве: МХТ, Сатирикон, театра Вахтангова, Современник, театр Маяковского, Студия театрального мастерства, Мастерская Фоменко. В Санкт-петербурге: МДТ, Александрийский театр. Примеров много. Но какой из них правильный – покажет время. Но все приведённые примеры объединяет одно целое – зритель и время. Эти творческие коллективы интересны зрителям в данный момент времени. Они интересны ИМЕННО СЕЙЧАС. Как говорят в народе: зритель голосует ногами. В театр имени Гоголя зритель не ходил, там ему было скучно. Театр имени Гоголя находился вне времени. Театр имени Гоголя не чувствовал ритм сегодняшнего дня. Театр имени Гоголя просто потерялся на театральной карте Москвы. Что же нужно сегодняшнему зрителю? Какой диалог вести с ним? Вот главные вопросы, которые должны волновать художественных руководителей театров и их директоров. Спектакль в театре должен быть как свежая газета, так говорил Г.А.Товстоногов. Художественный руководитель театра должен быть в волнении постоянно, чувствовать и понимать сегодняшнего зрителя. И дело тут не в Кирилле Серебрянникове, как многие пытаются преподнести. На его месте мог быть кто угодно. Дело в системе, которую срочно надо лечить.

К сожалению, театральная система в России далеко отстала от ритма современной жизни. В частности, репертуарный театр, находящейся на полном бюджетном финансировании. Многие отрасли бизнеса перестроились, встали на новые рельсы. Ведь нет ничего удивительного, когда структуры бизнеса становятся банкротом, а люди вынуждены искать себе новую работу, менять профессию, специальность. Банки и другие финансовые учреждения пережили не один кризис. Но кризис помог им очиститься от ненужного баланса, оптимизироваться, изменить технологии, поменять программы и т.д. При этом структуры бизнеса периодически сокращает численность сотрудников, оптимизируют и улучшают бизнес-процессы. Люди находят себе новые места работы. Люди развиваются, меняются, приобретают новые профессии. Но никто не пишет письма Президенту и Премьеру. А в театре люди до сих пор работают без трудовых договоров, что говорит о безоотвественности и снижении планки конкурентоспособности. Стремиться никуда не надо, мы есть и будем — хранителями репертуарного театра.

Другое дело, что у нас пока сами люди не понимают, что всю жизнь не просидишь на одном стуле. Вернее можно просидеть, но надо постоянно развиваться, стремиться и совершенствоваться, как говориться быть в тренде, или быть самими знаете кем (переступить себя). Как не странно, но Кирилл Серебренников в тренде. Он модный, креативный и талантливый режиссёр. К его театральным работам (не беру в расчёт кино) я и сам отношусь по-разному, но он интересен сегодня. Ведь жизнь сильно поменялась, да и меняется, а савок всё остаётся внутри. Почему актёры не понимают, что время изменилось? Жить за счёт бюджетных средств и прикрываться тем, что мы сохраняем традиции репертуарного театра? Простите, но это грустно. А зал наполнять за счёт социальных программ, при этом по билетам в зале всего около 50 человек, а то и меньше. А занавеску, которая делила зал театра Гоголя пополам? А сайт? А работа со зрителем? А реклама? А репертуарная политика? Ответьте сами себе на вопрос: Каков сегодня зритель театра имени Гоголя? Ответа не последует.

О самом театре, актёрах и его спектакля говорить не буду, дабы никого не обидеть. Были в театре удачные постановки, были провальные, были средние. Всякое было. Был изумительный звёздный период, но в тот театр имени Гоголя меня просто не тянет. Да, труппа в театре имени Гоголя крепкая, интересная, разноплановая. Много талантливой молодёжи. Надо отдать должное Сергею Яшину молодежь находить он умел, как актёров, так и режиссёров. Но потом молодёжь покидала театр или растворялась в его недрах. Отмечу, что в театре имени Гоголя дебютировал С.Голомазов (нынешний художественный руководитель театра на Малой Бронной) и К.Богомолов (нынешний помощник художественного руководителя МХТ).

Другое дело, что надо было как-то корректно произвести смену руководства театра, тогда и шума было меньше. А сейчас стоит пожелать двум сторонам конфликта терпения, выдержки, здравого смысла и умения понимать и прощать друг друга. И всё получится. Не надо искать виноватых и крайних. Надо работать. Виноваты все в какой-то степени, но есть одна ошибка у всех ВРЕМЯ. Надо всегда работать, ощущать и слышать такт времени.

На открытии «Гоголь-центр» зрителям был представлен спектакль «00:00», который прошёл всего два раза. «00:00» — это спектакль точка отчёта для нового «Гоголь-центра». «00:00» — это четыре части: «ночь», «утро», «день», «вечер», части постоянного движения театра. В спектакле были представлены все резиденты «Гоголь-центра» (теперь под одной крышей совместно будут работать четыре коллектива): труппа (вернее часть, которая осталась) театра имени Гоголя, Студия SounDrama, «Седьмая студия» и компания современного танца «Диалог Данс». Спектакль презентовал творческие способности резидентов «Гоголь-центр». Каждые из четырёх резидентов представлял маленький спектакль («ночь», «утро», «день», «вечер»), но все эти маленькие спектакли были объедены одной общей идей – ТЕАТР. Театр, который будет открытым, доступным и понятным для зрителя. Театр, который будет постоянно двигаться к зрителю, а не от него, не зря же через весь зрительный зал вплоть до амфитеатра протянули рельсы, вдоль который расположилась публика. Получилось железнодорожное депо, что символизирует и связь с историей театра (прежнее название театра – театр транспорта), а также движение вперёд к зрителю. А сломанный в финале тупик, как раз дал старт новому времени, как выезд локомотива из ремонтного депо.

Сильно понравилось то, что в первой части под названием «ночь» играли все корифеи театра имени Гоголя: Светлана Брагарник, Олег Гущин, Вячеслав Гилинов, Ольга Забара, Ольга Науменко, Майя Ивашкевич, Анна Гуляренко, Ирина Выборнова, Андрей Болсунов, Сергей Реусенко, Александр Мезенцев. Маленькая пьеска Л.Стрижак написана в форме диалогов-монологов артистов, которые вспоминают свою молодость, юность, зрелость, но все воспоминания связаны с театром. Театром, которые они любят. Театр, ради которого они готовы на всё. И не зря финальный монолог отдан приме театра имени Гоголя Светлане Брагарник, которая нужна труппе, как и труппа нужна ей. Они (корифеи театра) ещё скажут своё слово в новом театре. Браво.

Заканчивал спектакль Студия SounDrama, которая с кувалдами в руках била по железнодорожному рельсу с такой энергией и азартом, что заставила зал поверить в истинную силу ТЕАТРА. Только живой неподдельный театр способен изменить нас и мир вокруг нас.

А в остальном время всё расставит на свои места. Как говорится, всем место хватит.

Читать оригинальную запись

Читайте также: